Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» Абрамович Татьяна Витальевна Подписан: Абрамович Татьяна Витальевна DN: C=RU, S=Свердловская область, L=г. Первоуральск, T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "" ДЕТСКИЙ САД № 5""", СНИЛС=11330157291, ИНН=662509066612, E=os.detstwa@yandex.ru, G=Татьяна Витальевна, SN=Абрамович, CN=Абрамович Татьяна Витальевна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2022.10.24 16:06:06+05'00' Foxit Reader Версия: 10.1.3 ПРИКАЗ 31.08.2021 №162/14 Об утверждении Положения об организации инклюзивного образования в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5» В соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об Образовании в Российской Федерации», Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом №124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», приказом Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», а также с Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность учреждения. ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Положение об организации инклюзивного образования в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5» (Приложение № 1). 2. Юсуповой М.Н., .-заместителю директора, разместить данное Положение на официальном сайте МАДОУ «ДС № 5». 3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой п я . Директор Т.В. Абрамович С приказом ознакомлены: № п.п. / ФИО Подпись Дата ознакомления городской округ Первоуральск Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» (МАДОУ «ДС № 5») 623101, Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Бульвар Юности, 26, тел./факс (3439) 22-12-25, e-mail: os.detstwa@yandex.ru Принято Решением педагогического совета Протокол № 1 от 31 августа 2021 г. Утверждено приказом директора МАДОУ «ДС № 5» от 31 августа 2021 года № 162/14. Положение об организации инклюзивного образования в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5» Общие положения 1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5» (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об Образовании в Российской Федерации», Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом №124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», приказом Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», а также с Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» (далее МАДОУ) и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность учреждения. 2. Данное Положение об организации инклюзивного образования в МАДОУ определяет цели, задачи и принципы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, регламентирует организацию, содержание и перечень документов инклюзивного образования в детском саду, а также устанавливает состав участников и их обязанности. 3. Под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в дошкольном образовательном учреждении. 4. В результате организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и детей-инвалидов создаются необходимые условия: - для получения без дискриминации качественного образования; - для коррекции нарушений развития и социальной адаптации; - для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов, методов и способов общения, наиболее подходящие и в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности для социального развития. 5. Образовательные услуги инклюзивного обучения детей с ОВЗ предоставляются бесплатно. Цель и задачи инклюзивного образования 6. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с разными психофизическими особенностями развития и организация развивающего пространства безбарьерной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья на 1 получение качественного дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. 7. Задачи инклюзивного обучения включают: - разработку и реализацию адаптированной основной образовательной программы для воспитанников с ОВЗ МАДОУ; - обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов; - создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения в МАДОУ; - создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных образовательных условий, коррекции особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков и компетенций; - формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных представителей), педагогов и социального окружения; - формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательную деятельность на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения. 8. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей обучения: - полная инклюзия - воспитанники с ОВЗ посещают организации, осуществляющие образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АООП, в соответствии с учебным планом МАДОУ, а также могут посещать кружки, праздники, мероприятия и др.; - частичная инклюзия - воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными представителями) с посещением образовательной организации, участвуют в праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ 9. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы: - принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из воспитанников из группы детского сада. Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка состоит из диагностики функционального состояния воспитанника и осуществляет отдельную стратегию развития конкретного воспитанника; - принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника основывается на формировании социально-активной личности ребенка с ОВЗ; - принцип активного включения в образовательную деятельность всех его участников необходим для разработки условий с целью достижения плодотворного взаимодействия детей и педагогов МАДОУ, которые помогают каждому ребенку развивать свои потенциальные способности; - принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и средств обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их диагностирования для составления образовательного маршрута на каждого конкретного ребенка; принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей, образовательной безбарьерной среды, методической базы обучения и воспитания детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении; - принцип партнерского взаимодействия педагогов МАДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников используют для установления доверительных 2 отношений, направленных на поддержку ребенка; - принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения. Организация инклюзивного образования в МАДОУ 10. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями для получения образования понимаются условия обучения, воспитания и развития детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных электронных средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение основных образовательных программ воспитанниками с ОВЗ. 11. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой МАДОУ и для детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида. 12. Для организации инклюзивного образования в МАДОУ необходимо иметь: - заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение ребенка по Адаптированной основной образовательной программе (далее АООП); заключение психолого-медико-педагогической комиссии о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ОВЗ»; - справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенок-инвалид». 13. Этапы реализации инклюзивного образования: - предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и запросы родителей (законных представителей), специалистов, осуществляющих психологопедагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и заключение договора между МАДОУ и родителями (законных представителей) воспитанников; - диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов воспитанников с ОВЗ, их результатов комплексного психолого-педагогического обследования. В зависимости от динамического наблюдения данного этапа выносится заключение психолого-медико-педагогической комиссии о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии; - основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП, и дальнейшую корректировку ведущим специалистом программы с выявленными возможностями воспитанников с ОВЗ. 14. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в группах общеразвивающей направленности в общем социуме со всеми воспитанниками МАДОУ, с учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей 15. В группах инклюзивного образования не рекомендуется превышать 5 воспитанников с ОВЗ. Это могут быть дети с: - с тяжелыми нарушениями речи - слабослышащие - слабовидящие - с амблиопией, косоглазием - с нарушениями опорно-двигательного аппарата - с задержкой психоречевого развития - с умственной отсталостью легкой степени - с расстройствами аутистического спектра - со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) 3 16. При комплектовании групп воспитанниками с ОВЗ не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; 17. При объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность АООП дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе. 18. При поступлении в МАДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в функционирующую группу общеразвивающей направленности МАДОУ (дозирование времени пребывания ребенка в МАДОУ, необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график посещения ребенком МАДОУ, адаптационные мероприятия). 19. Реализация АООП при инклюзивном обучении должна предусматривать создание в МАДОУ специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ. 20. Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия: - по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в применении специальных методов и средств воспитания, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических); - по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и педагогампсихологами, его психологическое сопровождение; - по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи; - по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогическую деятельность. 21. Прием воспитанников с ОВЗ в МАДОУ для обучения по АООП дошкольного образования осуществляется на основании направления, письменного заявления родителей (законных представителей), заключения психолого-медико-педагогической комиссии. 22. Отношения между МАДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке. 23. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АООП является формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям и их социальной адаптации. 24. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами. 25. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки. 26. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители (законные представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью организации тесного взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых результатов. 27. МАДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и инвалида методическую и консультативную помощь, с целью повышения их педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, коррекционно-развивающую, оздоровительную работу, формирует у них ответственность за развитие и укрепление здоровья воспитанников инклюзивного обучения в МАДОУ. 28. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием непрерывной образовательной деятельности, которое определяется МАДОУ в соответствии с установленными требованиями СанПиН. 29. Общее психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого- 4 педагогическим консилиумом МАДОУ. 30 Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в МАДОУ. 31. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на психологомедико-педагогическую комиссию для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной). Содержание инклюзивного образования в МАДОУ 32. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с детьми: - беседы и чтение художественной литературы; - моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры; - индивидуальные занятия со специалистами; - активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка); - совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми; - проведение режимных моментов образовательной деятельности; - формирование навыков саморегуляции и самообслуживания. 33. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с родителями: - тематические родительские собрания и консультации; - доступная информация о работе по инклюзии. 34. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с педагогами: - педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы; - посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы; - детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы, информационная и психологическая поддержка. Документация по организации инклюзивного образования 35. Ведущий педагог разрабатывает и ведет следующие документы в МАДОУ: - индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ; - график индивидуальных занятий; - мониторинг индивидуальных достижений воспитанников. 36. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию: - планирование подгрупповых и индивидуальных занятий; - расписание подгрупповых и индивидуальных занятий; - индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ; - журнал коррекционных (индивидуальных) занятий; - журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и педагогических работников. 37. Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на заседаниях психолого-педагогического консилиума. Участники инклюзивного образования в детском саду 38. Участниками инклюзивного образования в МАДОУ являются: - ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид; - родители (законные представители) воспитанников; - воспитатель; 5 - узкие специалисты. 39. В МАДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, содействие в естественном и своевременном развитии и социальной адаптации. 40. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности МАДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами и характером коррекционных методов их обучения. 41. Педагоги МАДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшего обучения. Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ 42. Администрация ДОУ: - проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования; - принимает решение об организации инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности; - анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования; - осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками с ОВЗ. 43. Педагоги обязаны: - организовать работу по сопровождению лиц с ОВЗ в образовательной деятельности в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством; - взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их семей; - осуществлять контроль за освоением образовательных программ воспитанников с ОВЗ; - соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; - учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья; - педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям, не имеющим отношения к реализации АООП; - педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Заключительные положения 44. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом руководителя МАДОУ. 45. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 46. Данное Положение принимается на неопределенный срок. 47. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 6