Положение об организации инклюзивного образования в МАДОУ ДС № 5

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»

Абрамович
Татьяна
Витальевна

Подписан: Абрамович Татьяна Витальевна
DN: C=RU, S=Свердловская область, L=г. Первоуральск,
T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
ДЕТСКИЙ САД № 5""", СНИЛС=11330157291,
ИНН=662509066612, E=os.detstwa@yandex.ru, G=Татьяна
Витальевна, SN=Абрамович, CN=Абрамович Татьяна
Витальевна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2022.10.24 16:06:06+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

ПРИКАЗ

31.08.2021

№162/14

Об утверждении Положения об организации инклюзивного образования в
Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский
сад № 5»
В соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об
Образовании в Российской Федерации», Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995
года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом
№124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации», приказом Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года №
373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования», а также с Уставом Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность
учреждения.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение об организации инклюзивного образования в Муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5»
(Приложение № 1).
2.
Юсуповой М.Н., .-заместителю директора, разместить данное Положение на
официальном сайте МАДОУ «ДС № 5».
3.
Контроль за исполнением приказа оставляю за собой

п я

.

Директор

Т.В. Абрамович

С приказом ознакомлены:
№
п.п.

/

ФИО

Подпись

Дата ознакомления

городской округ Первоуральск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
(МАДОУ «ДС № 5»)
623101, Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Бульвар Юности, 26,
тел./факс (3439) 22-12-25, e-mail: os.detstwa@yandex.ru
Принято
Решением педагогического совета
Протокол № 1 от 31 августа 2021 г.

Утверждено приказом
директора МАДОУ «ДС № 5»
от 31 августа 2021 года № 162/14.

Положение об организации инклюзивного образования в Муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5»
Общие положения
1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в Муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5» (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012
года «Об Образовании в Российской Федерации», Федеральным законом №181-ФЗ от
24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным
законом №124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации», приказом Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года №
373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования», а также с Уставом Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» (далее МАДОУ) и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность учреждения.
2. Данное Положение об организации инклюзивного образования в МАДОУ определяет
цели, задачи и принципы инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья, регламентирует организацию, содержание и перечень
документов инклюзивного образования в детском саду, а также устанавливает состав
участников и их обязанности.
3. Под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к
образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей
и индивидуальных возможностей в дошкольном образовательном учреждении.
4. В результате организации инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья (далее ОВЗ) и детей-инвалидов создаются необходимые условия:
- для получения без дискриминации качественного образования;
- для коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
- для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов, методов и способов общения, наиболее подходящие и в максимальной степени
способствующие получению образования определенного уровня и определенной
направленности для социального развития.
5. Образовательные услуги инклюзивного обучения детей с ОВЗ предоставляются
бесплатно.
Цель и задачи инклюзивного образования
6. Целью инклюзивного образования является обеспечение прав детей с разными
психофизическими особенностями развития и организация развивающего пространства
безбарьерной среды, позволяющих детям с ограниченными возможностями здоровья на

1

получение качественного дошкольного образования в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами.
7. Задачи инклюзивного обучения включают:
- разработку и реализацию адаптированной основной образовательной программы для
воспитанников с ОВЗ МАДОУ;
- обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом
специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и
семейных ресурсов;
- создание комфортного пространства для всех участников инклюзивного обучения в
МАДОУ;
- создание эффективной системы психолого-педагогического и социального
сопровождения воспитанников с ОВЗ с целью создания специальных образовательных
условий, коррекции особенностей их психофизического развития, эмоционально-волевой
сферы, активизации познавательной деятельности, формирования социальных навыков и
компетенций;
- формирование толерантного сообщества воспитанников, родителей (законных
представителей), педагогов и социального окружения;
- формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих
образовательную деятельность на основе специальных педагогических подходов, форм и
методов обучения.
8. Инклюзивное образование осуществляется на основании следующих моделей обучения:
- полная инклюзия - воспитанники с ОВЗ посещают организации, осуществляющие
образовательную деятельность, наряду со сверстниками, не имеющими нарушений
развития, и обучаются по АООП, в соответствии с учебным планом МАДОУ, а также
могут посещать кружки, праздники, мероприятия и др.;
- частичная инклюзия - воспитанники с ОВЗ совмещают обучение на дому по
индивидуальному учебному плану по согласованию с родителями (законными
представителями) с посещением образовательной организации, участвуют в праздничных
мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.
Принципы инклюзивного образования лиц с ОВЗ
9. В осуществлении инклюзивного образования детей, имеющих ограниченные
возможности здоровья и детей-инвалидов, используют следующие принципы:
- принцип индивидуального подхода состоит из выбора форм, методов и средств обучения
и воспитания с учетом образовательных потребностей каждого из воспитанников из
группы детского сада. Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка состоит из
диагностики функционального состояния воспитанника и осуществляет отдельную
стратегию развития конкретного воспитанника;
- принцип поддержки самостоятельной активности воспитанника основывается на
формировании социально-активной личности ребенка с ОВЗ;
- принцип активного включения в образовательную деятельность всех его участников
необходим для разработки условий с целью достижения плодотворного взаимодействия
детей и педагогов МАДОУ, которые помогают каждому ребенку развивать свои
потенциальные способности;
- принцип междисциплинарного подхода проводят для реализации методов и средств
обучения и воспитания детей с возможностью дальнейшего их диагностирования для
составления образовательного маршрута на каждого конкретного ребенка; принцип
вариативности предполагает наличие вариативной развивающей, образовательной
безбарьерной среды, методической базы обучения и воспитания детей с ОВЗ в
дошкольном образовательном учреждении;
- принцип партнерского взаимодействия педагогов МАДОУ с родителями (законными
представителями) воспитанников используют для установления доверительных

2

отношений, направленных на поддержку ребенка;
- принцип динамического развития дошкольного образовательного учреждения.
Организация инклюзивного образования в МАДОУ
10. Согласно ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» под специальными условиями для
получения образования понимаются условия обучения, воспитания и развития детей,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных электронных средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника),
оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь, проведение групповых
и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение основных образовательных программ
воспитанниками с ОВЗ.
11. Обучение для воспитанников с ОВЗ осуществляется в соответствии с Адаптированной
основной образовательной программой МАДОУ и для детей-инвалидов в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
12. Для организации инклюзивного образования в МАДОУ необходимо иметь:
- заявление родителей (законных представителей) о соглашении на обучение ребенка по
Адаптированной основной образовательной программе (далее АООП);
заключение
психолого-медико-педагогической
комиссии
о
подтверждении
(установлении) статуса «ребенок с ОВЗ»;
- справка медико-социальной экспертизы, подтверждающей статус «ребенок-инвалид».
13. Этапы реализации инклюзивного образования:
- предварительный этап включает определение потребностей воспитанника и запросы
родителей (законных представителей), специалистов, осуществляющих психологопедагогическое сопровождение воспитанников с ОВЗ и заключение договора между
МАДОУ и родителями (законных представителей) воспитанников;
- диагностический этап устанавливает изучение возможностей и дефицитов воспитанников
с ОВЗ, их результатов комплексного психолого-педагогического обследования. В
зависимости от динамического наблюдения данного этапа выносится заключение
психолого-медико-педагогической комиссии о возможности обучения ребенка с ОВЗ в
форме инклюзии;
- основной этап осуществляет реализацию и мониторинг АООП, и дальнейшую
корректировку ведущим специалистом программы с выявленными возможностями
воспитанников с ОВЗ.
14. Инклюзивное образование воспитанников с ОВЗ осуществляется в группах
общеразвивающей направленности в общем социуме со всеми воспитанниками МАДОУ, с
учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и
физиологическим особенностям детей
15. В группах инклюзивного образования не рекомендуется превышать 5 воспитанников с
ОВЗ. Это могут быть дети с:
- с тяжелыми нарушениями речи
- слабослышащие
- слабовидящие
- с амблиопией, косоглазием
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- с задержкой психоречевого развития
- с умственной отсталостью легкой степени
- с расстройствами аутистического спектра
- со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития)

3

16. При комплектовании групп воспитанниками с ОВЗ не допускается смешение более 3
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;
17. При объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются
направленность АООП дошкольного образования и возможности их одновременной
реализации в одной группе.
18. При поступлении в МАДОУ ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное
образование определяются условия и технология включения их в функционирующую
группу общеразвивающей направленности МАДОУ (дозирование времени пребывания
ребенка в МАДОУ, необходимость специалиста сопровождения, индивидуальный график
посещения ребенком МАДОУ, адаптационные мероприятия).
19. Реализация АООП при инклюзивном обучении должна предусматривать создание в
МАДОУ специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории
лиц с ОВЗ.
20. Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия:
- по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход,
проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в
применении специальных методов и средств воспитания, компенсации и коррекции
нарушений развития (информационно-методических, технических);
- по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и педагогампсихологами, его психологическое сопровождение;
- по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и
социальной помощи;
- по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогическую
деятельность.
21. Прием воспитанников с ОВЗ в МАДОУ для обучения по АООП дошкольного
образования осуществляется на основании направления, письменного заявления родителей
(законных представителей), заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
22. Отношения между МАДОУ и родителями (законными представителями) регулируются
договором, заключаемым в установленном порядке.
23. Обучение воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов по АООП является формой
дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной
помощи детям и их социальной адаптации.
24. Образовательная деятельность по АООП организуется в соответствии с
индивидуальными образовательными маршрутами.
25. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ и инвалидами
определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей, состояния здоровья воспитанников и направлены на
создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.
26. Со всеми участниками образовательных отношений (воспитанник, родители (законные
представители), педагоги, специалисты) проводится работа с целью организации тесного
взаимодействия и сотрудничества для достижения значимых результатов.
27. МАДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребёнка с ОВЗ и инвалида
методическую и консультативную помощь, с целью повышения их педагогической
компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в
образовательную, коррекционно-развивающую, оздоровительную работу, формирует у
них ответственность за развитие и укрепление здоровья воспитанников инклюзивного
обучения в МАДОУ.
28. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
непрерывной образовательной деятельности, которое определяется МАДОУ в
соответствии с установленными требованиями СанПиН.
29. Общее психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение
воспитанников в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого-

4

педагогическим консилиумом МАДОУ.
30 Независимо от степени выраженности нарушений развития всех детей с ОВЗ
рекомендуется обеспечивать их участие в проведении музыкально-развлекательных,
спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий в МАДОУ.
31. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ и инвалидностью направляются на
психологомедико-педагогическую комиссию для определения формы обучения в школе
(общеобразовательной или специальной коррекционной).
Содержание инклюзивного образования в МАДОУ
32. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
детьми:
- беседы и чтение художественной литературы;
- моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры;
- индивидуальные занятия со специалистами;
- активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом
помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
- совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
- проведение режимных моментов образовательной деятельности;
- формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
33. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
родителями:
- тематические родительские собрания и консультации;
- доступная информация о работе по инклюзии.
34. Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах образования с
педагогами:
- педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы;
- посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы;
- детско-родительские группы: комплексные занятия для детей и родителей, включающие
в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, консультирование родителей
специалистами по интересующим вопросам, обсуждение волнующих родителей проблемы,
информационная и психологическая поддержка.
Документация по организации инклюзивного образования
35. Ведущий педагог разрабатывает и ведет следующие документы в МАДОУ:
- индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
- график индивидуальных занятий;
- мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
36. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию:
- планирование подгрупповых и индивидуальных занятий;
- расписание подгрупповых и индивидуальных занятий;
- индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
- журнал коррекционных (индивидуальных) занятий;
- журнал учета консультаций для родителей (законных представителей) и педагогических
работников.
37. Результаты работы отражаются в ежегодных отчетах и обсуждаются на заседаниях
психолого-педагогического консилиума.
Участники инклюзивного образования в детском саду
38. Участниками инклюзивного образования в МАДОУ являются:
- ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид;
- родители (законные представители) воспитанников;
- воспитатель;

5

- узкие специалисты.
39. В МАДОУ воспитанникам гарантируются охрана нервно-психического физического
здоровья, обеспечение спокойной и доброжелательной атмосферы жизнедеятельности
детей, содействие в естественном и своевременном развитии и социальной адаптации.
40. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы
детей, принимать участие в деятельности МАДОУ в соответствии с его Уставом,
знакомиться с материалами и характером коррекционных методов их обучения.
41. Педагоги МАДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по
диагностике детей с ОВЗ и детей-инвалидов и консультируют их родителей (законных
представителей) по вопросам дальнейшего обучения.
Обязанности участников инклюзивного образования в ДОУ
42. Администрация ДОУ:
- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного
образования;
- принимает решение об организации инклюзивного образования в группах
общеразвивающей направленности;
- анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования;
- осуществляет контроль за освоением образовательных программ воспитанниками с ОВЗ.
43. Педагоги обязаны:
- организовать работу по сопровождению лиц с ОВЗ в образовательной деятельности в
рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим
законодательством;
- взаимодействовать в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения,
социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их
семей;
- осуществлять контроль за освоением образовательных программ воспитанников с ОВЗ;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
- учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их
здоровья;
- педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям, не
имеющим отношения к реализации АООП;
- педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые
установлены федеральными законами.
Заключительные положения
44. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в дошкольном
образовательном учреждении принимается на Педагогическом совете и утверждается
(либо вводится в действие) приказом руководителя МАДОУ.
45. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
46. Данное Положение принимается на неопределенный срок.
47. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».