городской округ Первоуральск Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» Порядок разработки дополнительной образовательной программы дошкольного образования 1.Общие положения 1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с: - Конституцией Российской Федерации; - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (с изменениями и дополнениями от 5 сентября 2019 г., 30 сентября 2020 г.); - Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» 2. Настоящий порядок устанавливает требования к структуре, содержанию и условиям реализации дополнительной образовательной программы дошкольного образования (далее ДОП) в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5» (далее МАДОУ). 3. ДОП дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса в рамках дополнительного образования детей дошкольного возраста и обеспечивает формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию их свободного времени. ДОП обеспечивает выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. 2.Основные понятия и термины, используемые в настоящем Порядке Дошкольное образовательное учреждение - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми; Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации воспитанника на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; Программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, содержания программы, а также оценочных и методических материалов. Учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, и распределение по периодам обучения учебного материала. Направленность образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности воспитанников и требования к результатам освоения Программы. Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации; Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с дошкольным образовательным учреждением, и выполняет обязанности по воспитанию, обучению воспитанников и (или) организации образовательной деятельности; Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации воспитательной и образовательной деятельности Участники образовательных отношений - воспитанники, родители (законные представители) воспитанников, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. 3.Статус и формат дополнительной образовательной программы дошкольного образования 1. ДОП дошкольного образования самостоятельно проектируется в МАДОУ как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты), организационно-педагогические условия образовательного процесса. 2. ДОП может быть направлена на: - формирование и развитие творческих способностей воспитанников; - удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников; - выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников; - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, воспитанников; - социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе; - формирование общей культуры воспитанников; - удовлетворение противоречащих иных образовательных законодательству потребностей Российской Федерации, и интересов воспитанников, осуществляемых за не пределами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 3. Содержание ДОП и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной МАДОУ, осуществляющей образовательную деятельность. 4. ДОП реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время, если иное не предусмотрено учебным планом и годовым календарным графиком. 4.Структура основной образовательной программы дошкольного образования 1. ДОП содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. 2. Функциональное назначение целевого раздела ДОП связано с общим назначением, целью, задачами и целевыми ориентирами реализации ДОП дошкольного образования, и способами достижения данных результатов. Структура целевого раздела имеет следующие элементы: 1) Пояснительная записка, которая должна раскрывать – цели и задачи реализации ДОП; – принципы и подходы к формированию ДОП; – значимые для разработки и реализации ДОП характеристики, в том числе психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и др.; 2) Планируемые результаты освоения ДОП с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья). 3. Задачей содержательного раздела является формирование общего содержания дополнительного дошкольного образования, обеспечивающего полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел ДОП включает в себя: - описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, с учётом используемых образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; - описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации ДОП с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; - описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена ДОП. 4. В содержательном разделе ДОП должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; - способы и направления поддержки детской инициативы; - иные характеристики содержания ДОП, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы. 5 Функциональное назначение организационного раздела ДОП связано с определением общих рамок организации образовательного процесса, а также механизмов реализации ДОП. Структура организационного раздела представлена: - особенностями организации предметно-пространственной развивающей среды; - характеристикой основных принципов, методов и (или) технологий реализации ДОП, в том числе связанных с обеспечением адаптации воспитанников в дошкольном образовательном учреждении (группе). 6. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения ДОП, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания. 5. Этапы разработки и утверждения дополнительной образовательной программой дошкольного образования 1. Разработку ДОП может осуществлять педагог, который будет её реализовывать либо рабочая группа. Состав рабочей группы по разработке ДОП формируется из числа сотрудников МАДОУ и иных заинтересованных лиц и представлен руководителем рабочей группы и ее членами. Функцию руководителя рабочей группы выполняет заместитель директора или старший воспитатель МАДОУ. Рабочая группа по разработке ООП формируется из числа воспитателей и педагогов, работающих в МАДОУ и иных заинтересованных лиц. 2. Педагоги (рабочая группа) осуществляют разработку проекта ДОП. 3. Разработанный проект ДОП рассматривается руководителем МАДОУ и педагогическим советом. В случае наличия замечаний и предложений проект ДОП отправляется на доработку. Решение о согласовании ДОП с педагогическим советом закрепляется соответствующим протоколом. 4. После согласования с педагогическим советом МАДОУ ДОП утверждается приказом МАДОУ. 6. Права и обязанности участников образовательных отношений при разработке и утверждении основной образовательной программы дошкольного образования 1. Директор МАДОУ Имеет право: - формировать рабочие группы по разработке ДОП, отдавать соответствующие распоряжения и осуществлять контроль за данной деятельностью; - рассматривать ДОП на этапах ее разработки и подготовки к утверждению; - давать предложения и рекомендации по формированию ДОП; - утверждать ДОП. Обязан: - руководствоваться в своей деятельности законодательством в сфере образования и подзаконными нормативными правовыми актами, регламентирующими разработку ДОП; - учитывать мнения участников образовательных отношений и других заинтересованных сторон в процессе разработки и утверждения ДОП; - соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений. 2. Педагогические работники Имеют право: - разрабатывать или участвовать в разработке ДОП; - использовать лучший опыт других образовательных организаций при формировании содержательной части ДОП; - повышать свою квалификацию с целью совершенствования ДОП; - давать предложения и рекомендации в ходе разработки ДОП, высказывать свое мнение в ходе ее обсуждения; - участвовать в согласовании ДОП. Обязаны: - соблюдать в своей деятельности законодательство в сфере образования и подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие разработку ДОП; - соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений. 3. Родители (законные представители) воспитанников и иные заинтересованные лица: Имеют право: - участвовать в обсуждении ДОП, высказывать свое мнение, давать предложения и рекомендации. Обязаны: - соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» ПРИКАЗ 31.0812021 г. № 162/12 Об утверждении Порядка разработки дополнительной образовательной программы дошкольного образования В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (с изменениями и дополнениями от 5 сентября 2019 г., 30 сентября 2020 г.); Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Порядка разработки дополнительной программы дошкольного образования (Приложение 1) 2. Юсуповой М.Н., заместителю директора разместить данный порядок на официальном сайте 3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой