Порядок разработки основной образовательной программы дошкольного образования

городской округ Первоуральск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
(МАДОУ «ДС № 5»)
623101, Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Бульвар Юности, 26.
о5.(1е18Пуа@уапс1ех.ги
Принято
Решением педагогического совета
Протокол № 1 от 31 августа 2021 г.

Согласовано:
Советом родителей МАДОУ
«30» августа 2021 г. Протокол № 1

Утверждено приказом
директора МАДОУ «ДС № 5»
от 31 августа 2021 года № 162/11.

Порядок разработки основной образовательной
программы дошкольного образования
1.Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с:

Абрамо
вич
Татьяна
Виталь
евна

Подписан: Абрамович Татьяна
Витальевна
DN: C=RU, S=Свердловская
область, L=г. Первоуральск,
T=Директор, O="
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""ДЕТСКИЙ САД
№ 5""", СНИЛС=11330157291,
ИНН=662509066612,
E=os.detstwa@yandex.ru,
G=Татьяна Витальевна,
SN=Абрамович, CN=Абрамович
Татьяна Витальевна
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место
подписания
Дата: 2022.10.24 16:10:03+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
федерального

государственного

образовательного

стандарта дошкольного

образования»

от

17.10.2013 № 1155;
2. Настоящий порядок устанавливает требования к структуре, содержанию и условиям реализации
основной образовательной программы дошкольного образования (далее ООП) в Муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5» (далее МАДОУ).
3. ООП дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса
на уровне дошкольного образования для групп детей дошкольного возраста и обеспечивает развитие
детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и
должна быть направлена на решение задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных
программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала
каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок
учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм
дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с
учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
-

формирование

социокультурной

среды,

соответствующей

возрастным,

индивидуальным,

психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2.Основные понятия и термины, используемые в настоящем Порядке
Дошкольное образовательное учреждение - образовательная организация, осуществляющая в
качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным
программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
Парциальная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в
одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках;
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно
значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также
совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности
и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного,

творческого,

физического

и

(или)

профессионального

развития

человека,

удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с
учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации воспитанника на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства;
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению
знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию
способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у
обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

-

совокупность

обязательных

требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и
направлению

подготовки,

утвержденных

федеральным

органом

исполнительной

власти,

осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования;
Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный
учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем
и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности,
планируемые

результаты

освоения

образовательной

программы,

примерные

условия

образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания
государственных услуг по реализации образовательной программы;
Основная образовательная программа - нормативный документ дошкольного образовательного
учреждения, разработанный на основе примерной основной образовательной программы, который
регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности
дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного
образовательного стандарта;
Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица,
осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или
нахождением в образовательной организации;
Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с
дошкольным образовательным учреждением, и выполняет обязанности по воспитанию, обучению
воспитанников и (или) организации образовательной деятельности;
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и
инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры,
информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства,
печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные
объекты, необходимые для организации воспитательной и образовательной деятельности
Участники образовательных отношений - воспитанники, родители (законные представители)
воспитанников, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие
образовательную деятельность.
3.Статус и формат основной образовательной программы дошкольного образования
1. Основой для разработки ООП является федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (далее ФГОС), который является нормативным правовым актом,
разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.

2.

ООП

является

нормативным

документом

дошкольного

образовательного

учреждения,

разрабатываемым на основе ФГОС и примерной основной образовательной программы (в случае,
если данная программа включена в реестр примерных основных образовательных программ),
который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание
деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации соответствующего
федерального государственного образовательного стандарта.
3. Примерная (ые) основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается
на федеральном уровне с участием субъектов Российской Федерации на основе ФГОС и публикуется
на официальном сайте Министерства образования и науки России.
4. ООП дошкольного образования самостоятельно проектируется в МАДОУ как программа
психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей
дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования
(объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.
5. ООП направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту
видам деятельности.
6. Содержательной основой ООП дошкольного образования является ее направленность на создание
образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет
систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и
трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения,
ролевые и межличностные отношения всех заинтересованных лиц, включая педагогов, детей,
родителей, администрацию социальных партнеров и др.), деятельностные (доступность и
разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников,
задачам развития и социализации) условия.
7. ООП реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в МАДОУ.
4.Структура основной образовательной программы дошкольного образования
1. Содержание ООП в обязательном порядке охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
2. Разработка ООП базируется на обязательном учете следующих аспектов образовательной среды
для ребёнка дошкольного возраста:

- развивающая предметно-пространственная образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
3. Структура ООП дошкольного образования представлена обязательной частью и частью,
формируемой участниками образовательного процесса. Обе части являются взаимодополняющими и
необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть ООП
дошкольного образования составляет не менее 60% от её общего объёма, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений, - не более 40%.
4. Обязательная часть ООП предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие
воспитанников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях, указанных в п.4.1.
настоящего Порядка и должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах
деятельности:
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная
(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
-

познавательно-исследовательская

(исследования

объектов

окружающего

мира

и

экспериментирования с ними),
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
материал,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
- двигательная (овладение основными движениями).
5. Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений, разрабатывается на основе
выбранных и (или) разработанных самостоятельно участниками образовательных отношений
парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы
детей, членов их семей и педагогов и других заинтересованных лиц и, в частности, может быть
ориентирована на:
- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые
в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям
педагогического коллектива;
- сложившиеся традиции МАДОУ или Группы.

6. Часть ООП дошкольного образования, формируемая участниками образовательных отношений,
может включать иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения разработчиков ООП.
7. В зависимости от направленности функционирующих в дошкольном образовательном учреждении
групп

воспитанников

дошкольного

возраста

-

общеразвивающей,

компенсирующей,

оздоровительной или комбинированной - могут применяться различные варианты соотношения
обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса, с учетом
приоритетной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
8. Для воспитанников старшего дошкольного возраста в ООП отражается приоритетная деятельность
дошкольного образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для
обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную
программу начального общего образования.
9. Общий объем обязательной части ООП рассчитывается в соответствии с возрастом
воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и
включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской
деятельности

(игровой,

коммуникативной,

трудовой,

познавательно-исследовательской,

продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации ООП.
10. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу,
если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для
указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных
методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
11. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее
развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных
потребностей, социальной адаптации.
12. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными
возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же
его выделения содержание данного раздела определяется МАДОУ самостоятельно.

13. ООП содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых
отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
14. Функциональное назначение целевого раздела ООП связано с общим назначением, целью,
задачами и целевыми ориентирами реализации ООП дошкольного образования и способами
достижения данных результатов. Структура целевого раздела имеет следующие элементы:
1) Пояснительная записка, которая должна раскрывать
– цели и задачи реализации ООП;
– принципы и подходы к формированию ООП;
– значимые для разработки и реализации ООП характеристики, в том числе психолого-возрастные и
индивидуальные особенности воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их
образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий
(региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и
др.;
2) Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым
ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с
учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий
развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в
том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс
вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные
особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ,
отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают
неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных
достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров. В этой связи в ООП отдельным разделом включаются
целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социальные и
психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня
дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации ООП,
а также от её характера, особенностей развития воспитанников на основе соответствующего
Федерального государственного образовательного стандарта.
15.Задачей содержательного раздела является формирование общего содержания дошкольного
образования, обеспечивающего полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел ООП
включает в себя:
- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях, с учётом используемых вариативных

примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических
пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
- описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов;
- описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
16. В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- способы и направления поддержки детской инициативы;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов
Программы.
17. Функциональное назначение организационного раздела ООП связано с определением общих
рамок организации образовательного процесса, а также механизмов реализации ООП. Структура
организационного раздела представлена:
- характеристикой жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и (или) режим дня, а
также особенностями традиционных событий, праздников, мероприятий;
- особенностями работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах деятельности
и (или) культурных практиках;
- особенностями организации предметно-пространственной развивающей среды;
- характеристикой основных принципов, методов и (или) технологий реализации ООП, в том числе
связанных с обеспечением адаптации воспитанников в дошкольном образовательном учреждении
(группе);
– способами и направлениями поддержки детской инициативы;
– особенностями взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
18. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения
Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
19. В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она может
оформляться в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна
быть представлена развёрнуто в соответствии с пунктом 2.11. ФГОС ДО в случае, если она не
соответствует ни одной из примерных программ.
Часть

Программы,

формируемая

участниками

образовательных

отношений,

может

быть

представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую

ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных
программ, методик, форм организации образовательной работы.
20. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая
презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей
и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
- возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа МАДОУ, в том числе
категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает
особенности ее реализации для этой категории детей;
- используемые Примерные программы;
- характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
21. Механизмом доведения до родителей воспитанников и других заинтересованных лиц текста
краткой презентации ООП является размещение её полного текста на официальном сайте МАДОУ,
размещение дополнительного раздела на информационных стендах МАДОУ, размещение в группах
в доступе для родителей текста ООП на бумажном носителе.
22. Разработка каждого раздела ООП осуществляется в строгом соответствии с требованиями ФГОС
ДО, утверждаемым Министерством образования и науки РФ.
5. Этапы разработки и утверждения основной образовательной дошкольного образования
1. В целях разработки ООП дошкольного образования в МАДОУ создается рабочая группа, состав
которой утверждается приказом руководителя МАДОУ.
2.Состав рабочей группы по разработке ООП формируется из числа сотрудников дошкольного
образовательного учреждения и представлен руководителем рабочей группы и ее членами.
3. Функцию руководителя рабочей группы выполняет заместитель директора или старший
воспитатель МАДОУ.
4. Рабочая группа по разработке ООП формируется из числа воспитателей и педагогов, работающих
в МАДОУ и иных заинтересованных лиц.
5. Рабочая группа осуществляет разработку проекта ООП, используя в качестве основы ФГОС и
примерную(ые) основную образовательную программу дошкольного образования.
6. Разработанный проект ООП рассматривается Советом родителей МАДОУ и иными. Решение о
согласовании ООП с Советом родителей закрепляется соответствующим протоколом.
7. Следующим этапом является рассмотрение проекта ООП руководителем МАДОУ и
педагогическим советом. В случае наличия замечаний и предложений проект ООП отправляется на
доработку в рабочую группу. Решение о согласовании ООП с педагогическим советом закрепляется
соответствующим протоколом.
8. После всех этапов согласования ООП утверждается приказом директора МАДОУ.

9. Изменения в ООП вносятся по мере необходимости с учетом потребностей и интересов
заинтересованных лиц, результатов внутренней системы оценки качества образвания.
6. Права и обязанности участников образовательных отношений при разработке и
утверждении основной образовательной программы дошкольного образования
1. Директор МАДОУ
Имеет право:
- формировать рабочие группы по разработке ООП, отдавать соответствующие распоряжения и
осуществлять контроль за данной деятельностью;
- рассматривать ООП на этапах ее разработки и подготовки к утверждению;
- давать предложения и рекомендации по формированию ООП;
- утверждать ООП.
Обязан:
- руководствоваться в своей деятельности законодательством в сфере образования и подзаконными
нормативными правовыми актами, регламентирующими разработку ООП;
- учитывать мнения участников образовательных отношений и других заинтересованных сторон в
процессе разработки и утверждения ООП;
- соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений.
2. Педагогические работники
Имеют право:
- участвовать в разработке ООП;
-

использовать

лучший

опыт

других

образовательных

организаций

при

формировании

содержательной части ООП;
- повышать свою квалификацию с целью совершенствования образовательных программ;
- давать предложения и рекомендации в ходе разработки ООП, высказывать свое мнение в ходе ее
обсуждения;
- участвовать в согласовании ООП.
Обязаны:
- соблюдать в своей деятельности законодательство в сфере образования и подзаконные
нормативные правовые акты, регламентирующие разработку ООП;
- соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений.
3. Родители (законные представители) воспитанников и иные заинтересованные лица:
Имеют право:
- участвовать в обсуждении ООП, высказывать свое мнение, давать предложения и рекомендации;
- участвовать в согласовании ООП.
Обязаны:
- соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»

ПРИКАЗ

31.0812021 г.

№ 162/11

Об утверждении
Порядка разработки основной образовательной программы дошкольного
образования

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"; Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155;
ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядка разработки основной образовательной программы дошкольного
образования (Приложение 1)
2. Юсуповой М.Н.. заместителю директора разместить данный порядок на официальном
сайте


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».