ДОП Развивающие занятия по системе М.Монтессори 2025-2026

муниципальный округ Первоуральск
Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 5»- «Детский сад № 36»
623101, Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Строителей 36А
тел./факс (3439) 22-12-04, e-mail: sadiksmailik@mail.ru

Принято
Решением педагогического совета
Протокол от 29 августа 2025 г. № 1

Утверждено приказом
директора МАДОУ «ДС № 5»
от 23 сентября 2025 года № 178/2.
Подписан цифровой подписью: Абрамович Таьяна Витальевна
DN: OU=директор, O="МАДОУ ""ДС № 5""", CN=Абрамович Таьяна
Витальевна, E=os.detstwa@yandex.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Расположение:
Дата: 2025.11.11 16:50:34+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 2024.2.0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
«РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
ПО СИСТЕМЕ М.МОНТЕССОРИ»
Социально-гуманитарной направленности
Срок реализации программы – 2 года

г. Первоуральск
2025

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры по системе
М.Монтессори» – г.Первоуральск. – 2025 г.
Составитель: Бондаренко Анна Николаевна, педагог дополнительного образования
Филиал МАДОУ «Детский сад №5»- «Детский сад №36».

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа для детей младшего дошкольного возраста «Развивающие игры по системе
М.Монтессори» обеспечивает вариативность образовательного маршрута в соответствии с
интересами и способностями

воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных

образовательных потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг.
Программа модифицирована на основе примерной программы дошкольного образования
«Детский сад по системе М.Монтессори» под редакцией Е.А. Хилтунен.

1

Оглавление
Пояснительная записка...........................................................................................................................3
Актуальность Программы ..................................................................................................................3
Нормативно-правовое обеспечение Программы .............................................................................4
Цели и задачи Программы .................................................................................................................5
Учебный план ..........................................................................................................................................8
Содержание учебного плана ..................................................................................................................8
Особенности развития детей от 2 до 4 лет .......................................................................................9
Организация работы по реализации Программы .............................................................................9
Методы, используемые при организации занятий с детьми ...........................................................9
Содержание работы ..........................................................................................................................11
Условия реализации программы .........................................................................................................19
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год ...........................................................19
Расписание занятий на 2025-2026 учебный год .............................................................................20
Материально-техническое обеспечение Программы ....................................................................20
Список литературы: ..............................................................................................................................28

2

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа для детей младшего дошкольного возраста «Развивающие игры по системе
М.Монтессори» (далее Программа) обеспечивает вариативность образовательного маршрута в
соответствии с интересами и способностями воспитанников, направлена на удовлетворение
конкретных образовательных потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг.
Программа

реализуется

на

государственном

языке

Российской Федерации -

русском.

Актуальность Программы
Согласно концепции модернизации российского образования, развивающемуся обществу
нужны

современно

образованные,

нравственные,

предприимчивые

люди,

способные

самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к
сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие
чувством ответственности.
Феномен педагогики Монтессори в том, что она отвечает социально-образовательному
заказу политики образования, а именно: заключается в ее безграничной вере в природу ребенка,
в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, в
ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.
Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации
идей свободного воспитания. Монтессори-педагогика ориентирована на личность ребенка, и
признается уникальной, гуманистически направленной и очень продуктивной, используется
многими педагогами по всему миру.
Направленность Программы: социально-гуманитарная
Целевая группа: дети 2-4 лет
Общий объем Программы: 140 академических часов
Режим занятий: 2 раза в неделю с сентября по май
Срок освоения Программы: 2 года
Форма обучения: очная
Перечень видов занятий: групповые практические занятия
Формы подведения итогов: наблюдение, диагностические карты.
Особенности организации образовательного процесса

3



Программа «Развивающие игры для детей дошкольного возраста по системе Марии

Монтессори» направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений
социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Программа
включает в себя упражнения по методу Марии Монтессори и ее последователей. Метод Марии
Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том
объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему
готов. Упражнения по методу Марии Монтессори позволяют создать условия для развития тех
или иных способностей. Свою педагогическую систему сама М. Монтессори называла системой
саморазвития ребёнка в дидактически подготовленной среде. Подготовленная среда побуждает
ребёнка проявить себя с разных сторон.


Свободная работа и игра детей с дидактическим Материалом Монтессори помогает

наилучшим образом развитию нейрофизиологических процессов коры головного мозга.


Ребенок с малых лет получает опыт организованной индивидуальной и коллективной

работы в группе.

Нормативно-правовое обеспечение Программы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022№ 195-Д «О проведении независимой оценки качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеразвивающих программ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»
4

- Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад №5

Цели и задачи Программы
Цель Программы: Создание наилучших условий для благополучия детей, позволяющих
им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном
обществе.
Задачи:
Образовательные:
- формирования умения заботиться об окружающей среде: протирание пыли, мытье стола,
мытье пола, уход за цветами и т. д.
- формирование чувственной базы интеллектуального развития;
- подготовка руки к письму.
Развивающие:

- развитие инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, умения делать выбор
и нести ответственность за него;
Воспитательные:
-развитие независимости ребенка от взрослого и, тем самым, укрепление чувства собственного
достоинства и самоценности;
Планируемые результаты
I год обучения

II год обучения

воспитанники будут уметь:

воспитанники будут уметь:

- выбирать материал;

- ухаживать за предметами окружающей среды

- убирать свое рабочее место;

-просить

Воспитанники будут проявлять:

благодарить.

о помощи, принимать

помощь,

- самостоятельность в выборе материала для Воспитанники будут проявлять:
работы.
-

целеустремленность,

начатое дело до конца.

- самостоятельность в выборе материала для
умение

доводить работы
-

целеустремленность,

умение

доводить

начатое дело до конца.
Программа обеспечивает следующие психолого-педагогические условия:
5

1) формирование и поддержка

положительной самооценки детей, уверенности в

собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения.
Методологические подходы к формированию Программы:
-

личностно-ориентированный

подход,

который

предусматривает

организацию

образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным
критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода –
создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей,
интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и
нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует
внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей
и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает
соблюдение следующих условий:
1) в центре воспитательного процесса

находится личность воспитанника, т.е.

воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам
организации;
2)

организация

воспитательного

процесса

основывается

на

субъект-субъектном

взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и
взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
3)

воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в

решении воспитательных задач;
4) воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально
воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в
интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе
личностно значимых ценностей и внутренних установок;
6

5) задача педагога заключается в фасилитации, т.е. стимулировании, поддержке,
активизации внутренних резервов развития личности» (В.А. Сластенин);
-

личностно-деятельностный подход рассматривает развитие в ходе воспитания и

обучения, как с позиции педагога, так и с позиции ребенка. Организация такого процесса
воспитания и обучения предполагает наличие руководства, формула которого у М.Монтессори
определена как «Помоги мне сделать это самому». В соответствии с данной установкой педагог
видит свою миссию в том, чтобы помочь обучающимся стать людьми любознательными и
пытливыми, знающими и умеющими пополнять знания, думающими, коммуникативными,
непредубежденными и обладающими широким кругозором; способными принимать решения и
отвечать на вызов, разносторонними, размышляющими и способными к рефлексии;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как
комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и
обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем
развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого
ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного
физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический
процесс

осуществляется

с

учетом

индивидуальных

особенностей

воспитанников

(темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в
значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть
индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и
методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и
обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального
подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким, способным
компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания;
- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в
общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и
целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная,
игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными
особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;
- компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной
деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать
в ходе решения актуальных задач:
- решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности,
выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться
поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,
сотрудничать с другими воспитанниками;
7

- объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать
познавательные проблемы;
- ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических,
межкультурного взаимодействия и иных, решать аналитические проблемы;
- ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и
мировоззрения, решать аксиологические проблемы;
- решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
- диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности,
развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных
взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных
отношений;

Учебный план
Образовательная область

Вид деятельности
Количество раз в неделю
Дети 1,5-3 года

Дети 3-4 лет

Познавательное развитие

Игровая

2 раза

2 раза

Речевое развитие

Игровая

2 раза

2 раза

Содержание учебного плана
Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и
расписанием

занятий,

которые

разрабатываются

и

утверждаются

образовательным

учреждением.
Программа составлена для детей 2-4 лет, её реализация предполагает 2 года обучения.
Программа предусматривает два занятия в неделю, 70 занятий в год, за два года обучения 140
занятия.
Формы проведения занятий подбираются с учётом цели и задач, познавательных
интересов

и

индивидуальных

возможностей

обучающихся,

специфики

содержания

образовательной программы и возраста воспитанников.
Занятия проводятся в группе не более 12 человек, что позволяет продуктивно вести как
групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

8

Основная форма организации образовательного процесса - кружковые занятия, которые
возможно выстроить таким образом, чтобы была возможность осуществлять индивидуальный
подход при практической деятельности.

Особенности развития детей от 2 до 4 лет
Дети раннего возраста (от 2 до 3 лет).
Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной
личностью. Ребенок должен полноценно пройти фазу физического, психического и
интеллектуального развития, чтобы из зависимого от мамы (или другого взрослого),
беспомощного существа осознать себя личностью. Для решения этой возрастной задачи у
ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В
первую очередь это особая форма сознания «впитывающий разум» и сенситивные периоды
восприятия мира. Задача взрослого - создать такие условия, чтобы процесс раскрытия
заложенных в ребенке способностей и возможностей мог реализоваться наиболее успешно.
Дети младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет).
Главной возрастной задачей ребенка от 3 лет по образному выражению М. Монтессори
является «строительство самого себя». Именно в это время протекают все сенситивные
периоды его развития. На основе развивающегося умения правильно пользоваться органами
чувств, речью и движениями, происходит внутреннее накопление ясных представлений о мире
и постепенно формируются обобщенные понятия. Выучившись в этом возрасте управлять
собой, ребенок выстраивает механизм мышления – самый сложный из всех функционирующих
механизмов человека.

Организация работы по реализации Программы
Условия набора детей в группы: принимаются дети от 5 до 7(8) лет исходя их
собственных желаний и интересов. Максимальная наполняемость до 12 человек. С учетом
индивидуального развития ребенка в группу могут быть включены дети и другого возраста.
При наличии организационно-педагогических условий возможен добор детей в группы в
течение учебного года, а также предусматривается возможность добора детей в учебную группу
на место выбывших обучающихся.

Методы, используемые при организации занятий с детьми
К основным формам работы в группе по системе Монтессори относятся:
9

1. Свободная работа детей с Монтессори – Материалами.
2.Индивидуальные занятия педагога с ребенком, во время которых передается способ
деятельности с Материалом, которые проводятся в время свободной работы детей с
Материалами.
Свободная

работа

с

Монтессори-Материалами

не

планируется.

Каждому

ребенку

предоставляется возможность самостоятельного выбора Материала, места и длительности
работы с ним, а также партнера. Педагог наблюдает деятельность детей и, при необходимости,
помогает им, предлагает Материал или упражнение, отвечает на вопросы детей. Ценность
такого вида деятельности в том, что происходит самообучение ребенка с помощью
автодидактических Материалов. Разновозрастность группы способствует установлению
практики взаимного обучения, когда более старшие дети оказывают помощь младшим детям в
освоении нового. Свободная работа детей с Материалами эффективна при соблюдении ряда
условий:
- подготовленность педагога к созданию такой среды; организации самостоятельной и
совместной

свободной

деятельности;

созданию

атмосферы

успешности,

получения

удовольствия от активной учебной игровой, исследовательской деятельности, самообразования;
- подготовленность среды, предоставляющей каждому ребенку возможность реализовать его
потребность в активной деятельности, познании, исследовании, игре;
- выполнение всеми участниками образовательного процесса правил группы.
Индивидуальные занятия должны планироваться на основе наблюдений за работой детей,
оценки динамики развития каждого ребенка. Задача педагога работать с каждым ребенком в
зоне его ближайшего развития. Индивидуальные занятия бывают следующих видов:
- презентация работы с Материалом длительностью не более 5 минут. Презентация — это
предъявление ребенку наикратчайшего способа достижения цели, отвечающей внутреннему
смыслу Материала. Например: педагог показывает как безошибочно построить розовую башню
из 10 кубов разной величины. Но из этого не следует, что в дальнейшем ребенок будет работать
с Материалом только по алгоритму презентации. Наступает время упражнений с ним.
- упражнения с Материалами. После освоения основного алгоритма презентации Материала,
ребенок переходит к разнообразным упражнениям с ним. Некоторые из которых ему предлагает
педагог, другие он придумывает сам. Упражнения с Материалами способствуют развитию
творческого мышления детей и их воображения. Именно разнообразные упражнения с
Материалами помогают ребенку в целенаправленной деятельности, незаметно для него самого,
сформировать базовые понятия о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их
форме, цвете, размере, Материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и других
свойствах.
10

- «трехступенчатый урок» (термин М. Монтессори)
Во время него ребенок осваивает новые понятия (короткий, не более 3-5 минут).
1 ступень:
педагог устанавливает связь между предметом и названием: он указывает на предмет и при
этом четко и ясно произносит его название: Это - «...» .
2 ступень:
фаза закрепления представления о предмете, формирование пассивного словаря. Она может
занять разное время у разных детей. Педагог называет предмет и дает ребенку поручения: «Дай
мне....», «Положи...», « Принеси..» и т.п.
3 ступень:
педагог указывает на предмет и предлагает ребенку назвать его: «Что это?» Теперь название
предмета становится частью его активного словаря.
3. Ежедневное коллективное занятие «Круг».
Виды занятий. Программа предусматривает проведение традиционных общих занятий. Общие
занятия (так называемые «круги») носят характер интересных для всех презентаций новых
Материалов или новых видов работы с известными Материалами, включают разучивание
стихов, пальчиковых игр, элементы гимнастики мозга, тематические беседы, настраивают на
работу в начале занятия, подводят итоги в конце занятия. Круг занимает не более 7 минут от
занятия. А остальное время занимает индивидуальная работа детей.

Содержание работы
Дети 1,5-3 года.
Упражнения с сыпучими Материалами.
Ребенок в возрасте 1,5 — 3 лет проживает фазу интереса к мелким предметам. Это связано
с процессами созревания участков коры головного мозга, отвечающих за сенсомоторное и
одновременно речевое развитие (репрезентацию понятий и представлений). Очень важным
является также осознание дробности мира, ребенок осваивает сначала анализ, а затем и синтез.
Этот интерес должен иметь выход в виде занимательной для ребенка, осмысленной
деятельности. У детей 1,5 – 3 лет она строится на основе манипуляции с мелкими предметами
при их классификации, сортировке, пересыпании и т.д. Сенсомоторная координация движений
рук обеспечивается следующими механизмами:
- чувствительность пальцев обеспечивает восприятие таких свойств, как твердость — мягкость,
форма, вес, температура, особенность поверхности предметов. При помощи кожной
чувствительности люди узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать
форму кисти и силу для наилучшего захвата, адекватных действий с предметами;

11

- зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их
форму, величину и др. свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними;
- механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно
и быстро;
- двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.
Мы выделяем сыпучие Материалы в отдельную зону, чтобы облегчить уборку и
исключить смешивание крупы с водой, песка с сенсорными Материалами и т.д.
Оборудование и Материалы (упражнения)
1. Сортировка природного Материала.
2. Перекладывание бобов из одной ёмкости в две маленькие.
З. Пересыпание из кувшинчика в кувшинчик.
4. Пересыпание ложкой.
5. Просеивание.
б. Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками.
7. Перекладывание ложкой.
8. Забивание гвоздиков и цветных шаров.
Упражнения с водой.
Упражнения с водой для ребенка до трех лет не имеют принципиально отдельного
функционального значения. Они выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, но
кроме этого, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность,
успокаивают ребенка. Еще упражнения с водой являются обще подготовительным этапом для
последующего освоения упражнений в практической жизни. В них присутствует явный
контроль ошибки — пролитая вода — и простой способ ее устранения — протирание подноса,
стола или пола.
Оборудование и Материалы:
1. Фартуки.
2. Полотенца для рук.
З. Полки-столики для размещения Материала.
4. Подносы для размещения Материала.
5. Набор сосудов разных форм для переливания воды.
6. Два тазика и половник для переливания воды.
7. Двойная миска и резиновая груша для переливания воды.
8.Две миски и губка на подносе для переноса воды.
9. Миска, венчик, мыльная пена для взбивания.
Упражнения для сенсорного развития.
12

Развитие органов чувств у детей от 1,5 до 3 лет идет очень интенсивно. Но нас интересуют
не просто процессы сенсорного восприятия, но утончение восприятия. У ребенка до 5,5 лет
очень велика потребность в действиях и деятельности, основанных на сенсорных впечатлениях,
ребенок
идет по пути сенсомоторного развития.
Все Материалы сенсорной зоны устроены таким образом, что в них изменяется только
один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля
ошибок, варианты усложнения задачи. Работая с ними, ребенок продолжает развивать тонкую
моторику, осваивать алгоритмы деятельности, развивать мышление. Значение сенсорного
воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с
внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание (как результат свободы выбора и автодидактического характера
Материала);
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно — познавательной
деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Как и в других зонах, ребенок сам выбирает Материал, привлекший его внимание.
Взрослый должен показать ребенку, как с этим Материалом работать, и потом помочь убрать
его на место. Точный показ (презентация) должен быть освоен взрослым заранее. Усложнение
задачи (расширение зоны ближайшего развития) происходит по мере освоения ребенком
Материалов и приобретения умений, навыков и потребностей. Особый акцент для детей до 3
лет мы делаем на развитие зрения (различение формы, размера и цвета) и осязания.
Оборудование и Материалы:
1. Цветные цилиндры.
3. Блоки цилиндров.
4. Розовая башня.
5. Вкладывающиеся стаканчики.
13

6. Матрешка - пятерка не раскрашенная.
7.Набор вкладок круг, квадрат, треугольник.
8.Набор вкладок с предметами разной формы.
9.Коробки с цветными табличками.
10. Пирамидка.
11. Мешочки для ощупывания (с различными крупами, парные).
12. Игрушки с контролем по форме и по цвету.
13. Сортировка камушков и шариков по цвету в баночки.
14. Сортировка мелких предметов (например, деревянных грибков разной формы).
15. Сортировка поролоновых шариков и кубиков с помощью среднего пинцет.
16. Музыкальные инструменты.
Изодеятельность
Ребенок от года начинает проживать этап продуктивной доизобразительной деятельности.
Первая его фаза – оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить
пространство вокруг себя очень радует ребенка. Никакого образа в этих отпечатках еще нет.
Затем ребенок начнет заполнять все предоставленное пространство ритмическим каракулем, а
позже будет узнавать в них некие образы. Чтобы в результате появились художественные
способности, мы должны помочь ребенку «готовить глаз к видению, руку – к действию и душу
– к чувствованию» (М.Монтессори).
Такой подход к художественной деятельности детей диктует необходимость создания
среды, где ребенок мог бы творить, все равно в какой области. Продуктивная деятельность в
раннем возрасте есть основа и условие последующей художественной деятельности. К двумтрем годам ребенок может уже начать собственно изобразительный этап, который
характеризуется тем, что сначала возникает образ, потом – изображение. В этот момент
особенно важна готовность руки. Иначе образ не находит воплощения. Следует обратить
внимание, что мы не учим детей рисовать в привычном смысле этого слова, то есть мы не
должны учить ребенка технологии передачи нашего взрослого образа путем проведения
«правильных линий». Наоборот, важнейшей задачей становится совместное художественное
проживание образа, который сформировался у ребенка, выбор подходящих Материалов,
техник. Способов передачи образа, работа с линией, цветом, композицией.
Оборудование и Материалы:
1. Стол для коллективных работ.
2. Выставка работ.
3. Цветные восковые мелки.
4. Цветные карандаши.
5. Различные мозаики.
14

6. Природные Материалы.
7. Соленое тесто.
8. Пальчиковые краски.
Развития речи
В возрасте около года ребенок сознательно выговаривает первое слово. Впервые в его
жизни происходит словесное выражение мысли. Но одновременно ребенок попадает в
ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может
воспользоваться этим знанием из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.
Выход из данной ситуации выглядит естественным. С года и примерно до 3 лет происходит
лавинообразное нарастание словаря. В этот период ребенок нуждается в такой среде, которая
позволяла бы расширять словарный запас, давала много новых ощущений, впечатлений и
возможность усвоения понятий. Одновременно она должна давать возможность спонтанной
деятельности, поддерживать высокий уровень мотивации речевой активности ребенка.
Одновременно с развитием речи идет и подготовка руки к письму. В этой зоне мы встретим
много упражнений, требующих очень точной координированной работы пальцев.
Оборудование и Материалы:
1. Все предметы окружающей среды.
2. Материал для сопоставления предмета и изображения.
3. Книги.
4. Набор муляжей овощей и фруктов.
5. Наборы фигурок животных.
6. Карточки животных «Мама-папа-детеныш».
7. Пальчиковые куклы.
Дети 3-4 года
1. Забота об окружающей среде
Научить вытирать пыль
Научить подметать со стола
Научить мыть стол
Научить полировать металл.
2. Формирование представлений о величине предметов и измерении величин
- обучение раскладыванию предметов (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем и
убывающем порядке;
- обучение умению сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью
условной меры;
15

- расширение знаний о геометрических телах – куб, шар, цилиндр, пирамида, призма, конус,
овоид, эллипсоид;
- упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал,
треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, четырехугольник) и геометрические
тела;
- подведение к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями
четырехугольника;
- формирование умения находить в ближайшем окружении предметы различной
геометрической формы, анализировать их форму.
3. Развитие слуха
Обучение детей работе с шумовыми цилиндрами.
Учимся слушать тишину.
4. Развитие обоняния
Обучение детей работе с баночками с запахами.
5. Подготовка руки к письму
Работа с рамками-штриховками
6. Развитие фонематического слуха.
Работа со звуковыми коробочками.
7. Классификация понятий
8. Свойства воды
Проведение опытов с водой
9. Социальные упражнения
Развитие навыков поведения в социуме.

Тематическое планирование Программы
I год обучения
Тематический план для групп детей 1,5 —3 года
Месяц

Тема

Кол-во
часов
теоретичес
ких
занятий

Кол-во
практических
занятий
(индивидуаль
ная работа с
материалом)

Сентябрь

Знакомство с комнатой Монтессори
Цель: Усвоение правил поведения в комнате
Монтессори. Знакомство с
дидактическим материалом.

0,5

-

16

Упражнения для установления причинно- следственных 0,5
связей, развития движений кисти руки.
Цель: ребенок устанавливает связи (как открыть ящик,
куда положить шарик, где нужное отверстие и т.д.), а это
начало анализа и логического мышления.

7

Октябрь

Упражнения с сыпучими Материалами
1
Цель: осознание дробности мира, развитие мелкой
моторики, координации.

7

Ноябрь

Упражнения с водой
1
Цель: развитие мелкой моторики, координации, навыков
ухода за средой.

7

Декабрь

Материалы для сенсорного развития (величина)
1
Цель: уточнение зрительного восприятия величины,
расширение словарного запаса (больше чем, меньше чем,
толстый, тонкий, высокий низкий и т.д.), подготовка к
математике.

7

Январь

Материалы для сенсорного развития (форма)
1
Цель: уточнение зрительного восприятия формы,
расширение
словарного
запаса
(круг,
квадрат,
треугольник, прямоугольник, трапеция и т.д.),

7

Февраль

Материалы для сенсорного развития (цвет)
Цель: развитие эстетического чувства, изучение цвета.

1

7

Март

Продуктивная изодеятельность
2
Цель: художественное проживание образа, который
сформировался
у
ребенка,
выбор
подходящих
Материалов, техник, способов передачи образа, работа с
линией, цветом, композицией.

6

Апрель

Упражнения для развития речи (блок «я и мое тело»)
2
Цель: расширение словарного запаса, получение
представлений о своем теле.

6

Май

Упражнения для развития речи (блок «я и мир вокруг 2
меня»)
Цель: расширение словарного запаса.

6

II год обучения
Месяц

Тема

Кол-во
часов
теоретичес
ких
занятий

Кол-во
практически
х
занятий
(индивидуал
ьная работа с
17

материалом)
Сентябрь

Введение норм и правил работы в подготовленной среде 0,5
Цель: усвоение правил поведения в комнате
Монтессори. Знакомство с дидактическим материалом.

_

Упражнения по уходу за предметами окружающей 0,5
среды
Цель: анализ сложных движений, запоминание
последовательности действий, контроль и координация
движений, развитие самостоятельности, тренировка
пальцев и запястья, подготовка к письму.

4

Игры на взаимодействие
1
Цель: развитие навыков общения и взаимодействия
детей.

-

Материалы для развития зрения
0,5
Цель: упорядочивание предметов (до 10) разной длины,
ширины, высоты в возрастающем и убывающем
порядке;
- сравнение двух предметов по величине (длине,
ширине, высоте) с помощью условной меры;
- развитие цветового восприятия; ознакомление с
хроматическими и ахроматическими цветами спектра,
составление пар одинаковых цветов.

6

Материалы для развития осязания
0,5
Цель: развитие осязания, составление пар одинаковых
на ощупь тканей.

1

Материалы для развития слуха
0,5
Цель: развития слухового восприятия; составление пар
одинаковых шумов; пробуждение акустического
внимания, подготовка к музыкальным занятиям.

1,5

Материалы для развития чувства тепла
Цель: развитие теплового восприятия.

0,5

1

Материалы для развития обоняния
0,5
Цель: уточнение обоняния, расширение словарного
запаса.

1

Материалы для развития вкуса
0,5
Цель: уточнение вкусовых восприятий, расширение
словарного запаса.

1

Декабрь

Материалы для развития стереогностического чувства
0,5
Цель: развитие чувства объема, расширение словарного
запаса (шар, куб, цилиндр, призма).

2

Январь

Трафареты, штриховка.
Цель: Подготовка руки к письму.

2

Октябрь

Ноябрь

0,5

18

Помоги мне сделать это самому
Цель: умение попросить о помощи, принять помощь,
поблагодарить.

3

Разучивание стихов (стихоритмика, пальчиковая 1
гимнастика)
Цель: Развитие памяти, мелкой моторики, ритма речи.

1

Трафареты, штриховка.
Цель: Подготовка руки к письму.

-

3

Материалы для развития фонематического
слуха
Цель: развитие фонематического слуха

1

2

Март

Игры на классификацию понятий
1
Цель: расширение словарного запаса, упорядочивание
представлений об окружающем мире.

2

Апрель

Изучение свойств воды, земли, воздуха,
1
огня
Цель: получение представлений и свойствах 4 стихий
неживой природы

3

Май

Театрализация
2
Цель: развитие речи, воображения, умение принимать
на себя роль.

2

Февраль

Условия реализации программы
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
Содержание

I год обучения

Начало учебного года

01.09.2025

Окончание учебного года

29.05.2026

Новогодние праздничные дни

01.01.2026 - 17.01.2026

Сроки проведения начальной педагогической диагностики

08.09.2025 - 19.09.2025

Сроки проведения итоговой педагогической диагностики

18.05.2026 - 29.05.2026

Продолжительность учебного года (без учёта каникулярных дней)

36 недель

I полугодие

17 недель

II полугодие

19 недель

Летний оздоровительный период (каникулы)

01.06.2026 - 31.08.2026

19

Расписание занятий на 2025-2026 учебный год
вторник

среда

четверг

16.30-17.00

обучения

I год

понедельник

пятница

16.30-17.00

Материально-техническое обеспечение Программы
К средствам обучения и воспитания относится прежде всего базовый набор
автодидактических материалов, созданный самой Марией Монтессори и ее последователями в
разных странах мира. В каждой монтессори-группе предполагается наличие всего по ОДНОМУ
автодидактическому материалу каждого типа, а не комплекта отдельных предметов по числу
детей. Это связано с принципами педагогики Монтессори и своеобразием организации
содержательной работы детей в предметно-пространственной развивающей образовательной
среде.
Следует также учитывать, что срок службы материалов и оборудования российских
фабрик при правильном его использовании составляет 7 и более лет. Среди номенклатуры
товаров для детских садов и школ Монтессори, произведенных на российских фабриках,
указаны и спортивное оборудование, игрушки, музыкальные инструменты, а также материалы
для художественной и иной продуктивной деятельности детей.
1.Коробочка с выдвижным шкафчиком
2.Возвращающиеся кольца
3.Возвращающиеся шарики
4.Скользящие мягкие шарики
5.Шнур с наконечником для нанизывания, 6 фигур
6.Рамка с пуговицами (15*16 см.)
7.Рамка с молнией (15*16 см.)
8.Рамка с кнопками (15*16 см.)
9.Рамка с липучками (15*16 см.)
10. Рамка с ремешками (15*16 см.)
11.Рамка с пластмассовыми застёжками (15*16 см.)
12.Доска для выкладывания бус (контейнер с пластиковыми бусами)
13.Доска для выкладывания шариков (ящик со стеклянными
20

шариками)
14.Модуль для прогона фигур (напольный, выс.62см.)
15.Модуль с шестью дверцами, замочками и задвижками
16.Ящик для рисования на песке
17.Набор для сортировки (раскладка бусин) в пробирки. 10 шт.
18.Сушилка для белья (дл.47*ш.30*в.48 см.)
19.Розовая башня
20.Подставка под розовую башню
22.Упражнения с розовой башней, коричневой лестницей
23.Блоки с цилиндрами - вкладышами
24.Цветные таблички
25.Ящик с тканью
26.Металлические рамки - вкладыши
27.Ящик для бумаги 14 x 14 см, чертежные дощечки - 3шт.
28.Числовые штанги
29.Числа к числовым штангам
30.Шероховатые цифры
31.Веретёна
32.Шкафчик для ботанических рамок-вкладышей и контуров 4 отдела
33.Строение цветка (пазлы) и его контур (ламинированный)
34.Строение дерева (пазлы) и его контур (ламинированный)
35.Строение листа (пазлы) и его контур (ламинированный)
36.Строение яблока (пазлы) и его контур (ламинированный)
37.Шкафчик для анатомических рамок-вкладышей и контуров 8
отделов
39.Строение улитки (пазлы) и её контур (ламинированный)
40.Строение рыбки (пазлы) и её контур (ламинированный)
41.Строение бабочки (пазлы) и её контур (ламинированный)
42.Строение кузнечика (пазлы) и его контур (ламинированный)
43.Строение лягушки (пазлы) и её контур (ламинированный)
44.Строение черепахи (пазлы) и её контур (ламинированный)
45.Строение лошади (пазлы) и её контур (ламинированный)
46.Строение птицы (пазлы) и её контур (ламинированный)

21

47.Клавесы, 24 шт. 150*12 мм.
48.Полка для материалов
49. Набор для резки (овощи)
50. Упражнение «закручивание шурупов»
51. Набор муляжей «Фрукты»
52. Набор муляжей «Овощи»
53. Набор фигурок домашних животных
54. Набор животных жарких стран
55.Набор для взбивания пены
56.Набор для стирки
57.Кувшин
58. Набор для пересыпания из кувшина в кувшин
59. Набор для отжимания губок
60.Таз для пшена
61.Набор для нанизывания на тонкий шнур
62.Мозаика крупная
63.Щетка и совок
64.Колючие мячики

Оценочные материалы
Два раза в год перед индивидуальными собеседованиями с родителями Монтессорипедагог заполняет карты достижений детей по специальной схеме опосредованного
исследования их развития. В «Индивидуальной карте достижений ребенка» раннего возраста от
1,5 до 3 лет применяется трехуровневая шкала педагогической оценки развития, которая имеет
условные обозначения:
0 — эта способность отсутствует у ребенка,
1 — ребенок начал проявлять эту способность в последнее время,
2 — ребенок проявляет эту способность уверенно
Индивидуальная карта возможных достижений ребенка от 1,5 до 3 лет
Развитие общих движений

Название реакции

Присаживается на корточки и играет в этой позе.

Приблизительн
ый возраст
появления
реакции

Возраст
первого
появления
реакции

1 год 6 мес.
22

Залезает на диван, кресло.

1 год 6 мес.

Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется.

1 год 6 мес.

Встает с маленького стульчика (с опорой)

1 год 6 мес.

Бежит, смотря под ноги.

1 год 6 мес.

Ходит, может внезапно остановиться и повернуться.

2 года

Садится на маленький стульчик.

2 года

Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за
перила и за руку взрослого

2 года

Подталкивает ногой мяч на ходу.

2 года

Ходит задом наперед.

2 года

Несет большой предмет (до 30 см в диаметре).

3 года

Перешагивает через препятствия.

3 года

Идет по полосе шириной 30 см самостоятельно.

3 года

Встает с маленького стульчика без опоры.

3 года

Встает на цыпочки.

3 года

Стоит на правой ноге 3 секунды

3 года

Стоит на левой ноге 3 секунды.

3 года

Спускается по лестнице с опорой приставным шагом.

3 года

Поднимается по лестнице с опорой попеременным шагом.

3 года

Поднимается и спускается по шведской стенке (1 метр)

3 года

Пинает мяч с размаху.

3 года

Подпрыгивает на месте, еле отрывая ноги от пола.

3 года

Перепрыгивает через веревку на земле.

3 года

Подпрыгивает на месте, расставив ноги.

3 года

Держит ноги на трехколесном велосипеде, когда катают.

3 года

Крутит педали велосипеда, когда едет прямо

3 года

Проходит на цыпочках 3 метра.

3 года

Развитие движений рук
Название реакции

Приблизительн
ый возраст
появления
реакции

Возраст
первого
появления
реакции
23

Ставит кубик на кубик.

1 год 4 мес

Соединяет предметы (стержень - кольцо, колпачок - ручка
и т.п.) под контролем зрения.

1 год 4 мес

Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем
зрения.

1 год 4 мес

Разворачивает завернутый в бумагу предмет.

1 год 6 мес

Ставит 3 кубика друг на друга.

1 год 8 мес

Переворачивает страницы книги по одной.

1 год 8 мес

Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие.

1 год 9 мес

Схватывает движущийся предмет (например, мяч)

2 года

Разрывает бумагу

2 года

Пытается остановить катящийся к нему мяч

2 года

Нанизывает на шнур большие (2 см) "бусины" с отверстием
0,5-0,6 см.

2 года

Ставит 4-6 кубиков друг на друга

2 года

Переливает жидкость из одной емкости в другую.

2 года

Складывает бумагу пополам по подражанию.

2 года 6 мес

Нанизывает на шнур средние (1,5 см) "бусины" с
отверстием 0,3--0,4 см.

2 года 6 мес

Раскатывает пластилин (делает неправильный цилиндр)
Режет бумагу ножницами.

3 года

3 года

Общение и речь
Развитие общения

Название реакции

Приблизитель
Возраст первого
ный возраст
появления
появления
реакции
реакции

Использует знак "нет" - качает головой в стороны.

1 год 6 мес

Легко повторяет увиденные жесты

1 год 8 мес

Начинает плакать, чтобы добиться своего

1 год 8 мес

Использует более 10 жестов и другие выразительные
средства

2 года

Любит играть рядом с другими детьми, наблюдать за ними,
иногда пытается вступить в контакт

2 года
24

Знает, чего нельзя делать, но пытается "спровоцировать"
взрослых на запрет.

2 года

"Отыгрывает" на кукле знакомое взаимодействие со
взрослым (кормит ее ложечкой, укладывает спать и т.д.)

2 года

Изображает поведение взрослого.

2 года 6 мес

Понимает и употребляет слова "я", "мой".

2 года 6 мес

Вступает в контакт с детьми и взрослыми.

3 года

Постоянно задает вопросы.

3 года

Развитие активной речи

Название реакции

Приблизитель
ный возраст
появления
реакции

"Говорит на своем языке" - произносит множество слогов и
их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со
слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации

1 год 6 мес

Повторяет за взрослым одно- или двухсложные слова,
которые уже умеет произносить: "мама", "дядя".

1 год 6 мес

Произносит ударный слог из слова, слова из двух
одинаковых слогов. Среди произносимых звуков, как
правило, встречаются следующие: "а", "о", "у"" "и", "м", "п",
"б", "к", "г", "дь", "ть", "нь", "ль", "сь". Например: "мама",
"ляля", "дя" "дай", "ня" "на" и т.д.

1 год 6 мес

Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из
разных слогов, которые уже умеет произносить: "тетя",
"кися" (киса).

1 год 8 мес

Произносит двухсложные слова или два слога из
трехсложных слов: "тетя", "катя.", "синя" (машина). Часто
опускает первый звук в слове или конечный согласный

1 год 10 мес

Строит предложения из 2 слов: «Мама дай»

2 года

Пытается произносить трех-четырех сложные слова.

2 года

Строи предложения из 5-8 слов, простые и
сложносочиненные.

Возраст
первого
появления
реакции

2 года 6 мес

Повторяет за взрослым двустишие

3 года

Строит многословные, в том числе сложноподчиненные
предложения: «Когда папа мой придет с работы, мы пойдем
гулять». В знакомых словах произносит все слоги.
Произносит звуки «с», «л», «ы», «в», «р», «з»

3 года

Развитие мышления
25

Название реакции

Приблизительн
ый возраст
появления
реакции

Выполняет простые просьбы (что-то знакомое найти,
выбрать, принести).

1 год 6 мес

Обращается (жестами, словом) к помощи взрослого, если
что-то не получается.

1 год 6 мес

Вставляет фигурные блоки в отверстия соответствующей
формы

1 год 8 мес

Воспроизводит бытовые действия с предметами по памяти,
возможно, через несколько часов после наблюдения.
Например, подметает пол, складывает белье в стиральную
машину и т.п.

1 год 8 мес

Понимает 2 предлога расположения ("в", "на", "под" или
другие).

2 года

Убирает предметы на свои места.

2 года

Сортирует предметы (яблоко - морковь, машинка - мячик и
т.п.). Раскладывает предметы двух видов в две разные
коробочки

2 года 2 мес

Строит "мостик" из трех кубиков после показа.

2 года 2 мес

Играет в кого-либо

2 года 2 мес

По просьбе находит 2-3 картинки или предмета из 4-6,
относящиеся к определенным классам ("цветочки",
"зверюшки" и т.д.)

2 года 2 мес

Среди 5 картинок находит одну "такую же", какую
показывает взрослый.

2 года 2 мес

Выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые
соответствуют названному признаку. Примеры вопросов:
"Покажи, что можно есть?", "Покажи, у кого есть ножки?"
и т.п.

2 года 2 мес

"Разговаривает" с игрушками, играет в их общение друг с
другом.

2 года 4 мес

Среди 10 картинок находит одну "такую же", какую
показывает взрослый.

2 года 4 мес

Выполняет сложные просьбы, состоящие из двух частей.
Например: "Покорми Лялю, потом положи ее спать".
Взрослый может повторить задание 2-3 раза, но во время
его выполнения ребенком подсказывать не следует.

2 года 6 мес

Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий его

2 года 6 мес

Возраст
первого
появления
реакции

26

рисунку.
Раскладывает предметы двух цветов в две коробочки, в
каждую - одного цвета.

2 года 6 мес

Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из
четырех после отвлечения (примерно на 10 секунд), если
она была спрятана у него на глазах.

2 года 6 мес

Складывает разрезную картинку (или пазлы) из двух
частей.

2 года 6 мес

Раскладывает предметы по величине (большой маленький) или по цвету в две разные коробочки.

2 года 8 мес

Строит "домик" или другое сооружение из пяти кубиков
после показа (кубики не образуют вертикальный или
горизонтальный ряд).

2 года 10 мес

Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий
рисунку его характерной части.

3 года

По просьбе выбирает "один" предмет и "много"

3 года

Задает вопросы "Почему..?"

3 года и старше

Складывает разрезанную картинку из четырех частей.

3 года и старше

Понимает 4 предлога расположения ("в", "на", "под", "за"). 3 года и старше
Понимает 1 предлог направления движения ("к", "от" и т.п.) 3 года и старше
Складывает разрезанную на 6-7 частей картинку человека
на целой картинке-образце.

3 года и старше

Индивидуальная карта возможных достижений ребенка от 3 до 4 лет
В карте достижений ребенка-дошкольника от 3 до 4 лет применяется трехуровневая шкала
педагогической оценки развития, которая имеет условные обозначения:
2 — всегда (умение или навык проявляется устойчиво);
1 — иногда (умение или навык только формируется, проявляется не регулярно);
0 — никогда (умение или навык пока отсутствует).

Карта достижений ребенка от 3 до 4 лет
№

1
2
3

Характеристики достижений детей
(качества личности ребенка)

всегда
проявляетс
я

иногда
проявляется

очень редко
проявляется

Нормализация, социализация и
эмоциональная устойчивость
Стремление к соблюдению порядка
Трудолюбие
Осознанная концентрация внимания в
27

4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14

процессе своей деятельности.
Стремление к самостоятельной работе в
тишине.
Способность действовать, исходя из
реального выбора
Способность к проявлению воли (умение
самостоятельно сдерживать свои
спонтанные потребности)
Самодисциплина. Умение подчинить
собственные интересы нормам поведения,
принятые в группе.
Жизнерадостность
Способность выражать чувства адекватно
ситуации
Доверие к себе и уверенность в своих
способностям
Терпение. Способность ожидать желаемого
Готовность отстаивать себя в трудной
ситуации без помощи взрослых
Умение просить о помощи и предлагать
помощь другим
Умение не мешать работать другим и не
разрушать чужую работу
Познавательная активность

1.
2.
3.
4.

Умение сделать осознанный выбор
материала, продолжительности и способа
работы с ним, место для занятия
Умение организовать свое рабочее место
Навык завершения начатой работы до конца
Стремление к опытно-экспериментальной
деятельности

Список литературы:
1. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. //Собрание сочинений:
В 6- ти т. - М., - 1982.
2. М. Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики» - М.: Астрель: АСТ, 2006.269 с.
3. Монтессори, М. Дети – другие. /М.Монтессори//Пер.с нем. – М.: Карапуз, 2004. – 336с.
4. Монтессори, М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. [Текст] /
М.Монтессори. –М.:Московский Монтессори- центр, 1993. – 203с
5. М. Монтессори «Впитывающий разум» - Спб. Благотворительный фонд
«ВОЛОНТЕРЫ», 2009.- 320 с.
6. М. Монтессори «Как развить внутренний потенциал человека» - Спб.
Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2011.- 124 с.
28

7. Стэндинг Э.М. Жизнь и творчество Марии Монтессори, - Спб.: Благотворительный фонд
«ВОЛОНТЕРЫ», 2010.- 400 с.
8. Сухотина-ТолстаяТ, Фаусек Ю., Тихеева Е., Три путешествия в Рим к Марии монтессори
. – СПб, образовательный центр «Участие», Лема, 2013. – 160 с.
9. Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори, М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2007 - 240 с.
10. Фаусек Ю. И. Русская Педагогница. Воспоминания Монтессори-педагога // сост. и ред.
Д.Г. Сороков. – М.:Форум, 2010. – 400с.
11. Фаусек Ю.И. Педагогика Марии Монтессори. –М.:Генезис, 2007. -368с.
12. Фрешко Г.Х. Новорожденный с любовью. – Екб.,Народная книга, 2013 – 368с.
13. Хилтунен, Е.А. Как школа Монтессори решает социально-экономические задачи
общества /Е.А. Хилтунен //Народное образование.-2007.-N 10. - С. 247-251.
14. Хилтунен Е.А. Практическая Монтессори-педагогика - М.: АСТ, 2010г. - 400с.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».