муниципальный округ Первоуральск
Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 5»- «Детский сад № 36»
623101, Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Строителей 36А
тел./факс (3439) 22-12-04, e-mail: sadiksmailik@mail.ru
Принято
Решением педагогического совета
Протокол от 29 августа 2025 г. № 1
Утверждено приказом
директора МАДОУ «ДС № 5»
от 23 сентября 2025 года № 178/2.
Подписан цифровой подписью: Абрамович Таьяна Витальевна
DN: OU=директор, O="МАДОУ ""ДС № 5""", CN=Абрамович Таьяна Витальевна, E=
os.detstwa@yandex.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Расположение:
Дата: 2025.11.11 16:50:52+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 2024.2.0
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
«ПЛАСТИЛИНОВАЯ АЗБУКА»
художественно-эстетической
направленности
Срок реализации программы – 3 года
г. Первоуральск
2025
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа для детей дошкольного возраста «Пластилиновая азбука» – г.Первоуральск. –
2025 г.
Составитель: Бондаренко Анна Николаевна, педагог дополнительного образования
Филиал МАДОУ «Детский сад №5»- «Детский сад №36».
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа для детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновая азбука» обеспечивает
вариативность образовательного маршрута в соответствии с интересами и способностями
воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных образовательных
потребностей
родителей как заказчиков образовательных услуг.
Особенностью данной программы является обобщение опыта работы с детьми
дошкольного возраста. Благодаря комбинированному подходу, удается в наибольшей степени
раскрыть возможности обучающихся, пробудить живой интерес к лепке и чтению.
2
Оглавление
Пояснительная записка...........................................................................................................................4
Актуальность Программы ..................................................................................................................4
Нормативно-правовое обеспечение Программы .............................................................................5
Цели и задачи Программы .................................................................................................................5
Учебный план ..........................................................................................................................................9
Содержание учебного плана ..................................................................................................................9
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста ....................................................10
Организация работы по реализации Программы ...........................................................................11
Методы, используемые при организации занятий с детьми.........................................................11
Содержание работы ..........................................................................................................................12
Условия реализации программы .........................................................................................................21
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год ...........................................................21
Расписание занятий на 2025-2026 учебный год .............................................................................21
Материально-техническое обеспечение Программы ....................................................................21
Оценочные материалы ......................................................................................................................21
Список литературы: ..............................................................................................................................23
3
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа для детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновая азбука» (далее
Программа) обеспечивает вариативность образовательного маршрута в соответствии с
интересами и способностями воспитанников,
направлена на удовлетворение конкретных
образовательных потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг.
Программа
реализуется
на
государственном
языке
Российской Федерации -
русском.
Актуальность Программы
Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников
имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость,
неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных
движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное
напряжение руки в процессе письма.
Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка
речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.
Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности
проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических
фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и
многое другое.
Направленность Программы: художественно-эстетическая
Целевая группа: дети дошкольного возраста (4-7 лет)
Общий объем Программы: 210 академических часов
Режим занятий: 2 раза в неделю с сентября по май
Срок освоения Программы: 3 года
Форма обучения: очная
Перечень видов занятий: групповые практические занятия
Формы подведения итогов: наблюдение, анализ продуктов детской деятельности,
диагностические карты.
Особенности организации образовательного процесса
В целях развития самостоятельности на занятиях предлагается решать задачи различной
сложности. Занятия строятся по принципу: от простого к сложному.
4
Учебно-тематический материал программы распределен в соответствии с принципом
последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и
навыков. Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки
обучающихся.
Нормативно-правовое обеспечение Программы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022№ 195-Д «О проведении независимой оценки качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеразвивающих программ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»
- Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад №5
Цели и задачи Программы
Цель Программы: развитие творческих способностей и мелкой моторики, интереса и
способности к чтению с помощью лепки.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить со свойствами пластилина, исходными формами и техникой лепки;
-обогащать словарный запас, развивать связную речь и лексикограмматический строй речи;
- формировать произвольную регуляцию и контроль поведения;
5
Развивающие:
-развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию;
-развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю.
Планируемые результаты
I год обучения
II год обучения
III год обучения
воспитанники будут знать:
воспитанники будут знать:
основные приемы лепки
буквы
алфавита;
воспитанники будут уметь:
следовать инструкции
воспитанники будут знать:
русского различные
воспитанники будут уметь:
лепить предметы разной
будут
Воспитанники
- усидчивость
проявлять:
- интерес к занятию
-
с
воспитанники будут уметь:
Создавать
композиции,
проявлять:
работы
пластилином и соленым тестом.
формы
Воспитанники
приемы
небольшие
сюжетные
передавая
пропорции,
будут позы и движения фигур;
Читать слова и простые предложения
самостоятельность
в
организации
своего Воспитанники будут проявлять:
рабочего пространства
- самостоятельность в организации своего
целеустремленность, рабочего пространства
умение доводить начатое - целеустремленность, умение доводить
дело до конца
начатое дело до конца
Программа обеспечивает следующие психолого-педагогические условия:
1) формирование и поддержка
положительной самооценки детей, уверенности в
собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
6
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения.
Методологические подходы к формированию Программы:
-
личностно-ориентированный
подход,
который
предусматривает
организацию
образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным
критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода –
создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей,
интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и
нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует
внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей
и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает
соблюдение следующих условий:
1) в центре воспитательного процесса
находится личность воспитанника, т.е.
воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам
организации;
2)
организация
воспитательного
процесса
основывается
на
субъект-субъектном
взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и
взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
3)
воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в
решении воспитательных задач;
4) воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально
воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в
интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе
личностно значимых ценностей и внутренних установок;
5) задача педагога заключается в фасилитации, т.е. стимулировании, поддержке,
активизации внутренних резервов развития личности» (В.А. Сластенин);
-
личностно-деятельностный подход рассматривает развитие в ходе воспитания и
обучения, как с позиции педагога, так и с позиции ребенка. Организация такого процесса
воспитания и обучения предполагает наличие руководства, формула которого у М.Монтессори
определена как «Помоги мне сделать это самому». В соответствии с данной установкой педагог
видит свою миссию в том, чтобы помочь обучающимся стать людьми любознательными и
пытливыми, знающими и умеющими пополнять знания, думающими, коммуникативными,
непредубежденными и обладающими широким кругозором; способными принимать решения и
отвечать на вызов, разносторонними, размышляющими и способными к рефлексии;
7
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как
комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и
обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем
развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого
ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного
физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический
процесс
осуществляется
с
учетом
индивидуальных
особенностей
воспитанников
(темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в
значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть
индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и
методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и
обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального
подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким, способным
компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания;
- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в
общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и
целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная,
игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными
особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;
- компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной
деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать
в ходе решения актуальных задач:
- решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности,
выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться
поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,
сотрудничать с другими воспитанниками;
- объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать
познавательные проблемы;
- ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических,
межкультурного взаимодействия и иных, решать аналитические проблемы;
- ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и
мировоззрения, решать аксиологические проблемы;
- решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
- диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности,
развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных
8
взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных
отношений;
Учебный план
№
Разделы программы
Количество часов
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
1
Материалы и инструменты
4
4
4
2
Приемы лепки
4
4
4
3
Развитие слухового восприятия
20
20
20
4
Развитие зрительного восприятия
20
0
0
5
Развитие речи
0
20
18
6
Лепка букв и предметов на данную
букву
20
20
0
7
Занимательное чтение и увлекательная
лепка
0
0
22
8
Закрепление
2
2
2
Содержание учебного плана
Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и
расписанием
занятий,
которые
разрабатываются
и
утверждаются
образовательным
учреждением.
Программа составлена для детей 4-7 лет, её реализация предполагает 3 года обучения.
Программа предусматривает два занятия в неделю, 70 занятий в год, за три года обучения 210
занятий.
Формы проведения занятий подбираются с учётом цели и задач, познавательных
интересов
и
индивидуальных
возможностей
обучающихся,
специфики
содержания
образовательной программы и возраста воспитанников.
Занятия проводятся в группе не более 12 человек, что позволяет продуктивно вести как
групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Основная форма организации образовательного процесса - кружковые занятия, которые
возможно выстроить таким образом, чтобы была возможность осуществлять индивидуальный
подход при практической деятельности.
Занятия проводятся в соответствии со следующей структурой:
9
1. инструктаж по технике безопасности
2. мотивация и формулирование темы
3. планирование деятельности
4. практическая деятельность
5. рефлексия
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
При
реализации
программы
необходимо
учитывать
возрастные
особенности
дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности:
- формируется устойчивая структура мотивов;
- зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании
взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым";
потребность в признании сверстников у старших дошкольников активно проявляется интерес к
коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах
деятельности быт первым, лучшим;
- появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и
этическими нормами и т.д.);
- возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения;
- ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и
правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои
непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо".
На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у
него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его
потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои
переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху
и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а
для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний.
Ребенок старшего дошкольного возраста может использовать усвоенный способ действия
в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения.
Ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и
запоминания, эмоциональными реакциями. В любом виде деятельности может выйти за
пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании
одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или
процесса. Ведущее значение приобретает развитие воображения.
10
Организация работы по реализации Программы
Условия набора детей в группы: принимаются дети от 4 до 7(8) лет исходя их
собственных желаний и интересов. Максимальная наполняемость до 12 человек. С учетом
индивидуального развития ребенка в группу могут быть включены дети и другого возраста.
При наличии организационно-педагогических условий возможен добор детей в группы в
течение учебного года, а также предусматривается возможность добора детей в учебную группу
на место выбывших обучающихся.
Методы, используемые при организации занятий с детьми
Все принципы представляют набор дидактических методов и приемов, способствующих
эффективному обучению детей решению головоломок.
Словесный метод - позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал.
Главным инструментом является слово.
Приёмы:
− объяснения, в ходе которых раскрываются новые понятия, термины, задачи деятельности,
последовательность решения задачи, устанавливаются причинно-следственные связи и
зависимости;
− разговор (беседа), в ходе диалогового общения применяются вопросы, побуждающие
к мыслительной деятельности, вопросы, направленные на уточнение задачи, на
выводы и заключения;
− рассказ, в ходе которого излагается материал в виде описания, инструкции, информации;
− рассуждение, в котором дается последовательное развитие положений, подводящих детей к
выводам при решении задачи;
− художественное слово;
− педагогическая оценка.
Словесный метод и приемы активно применяются в обучении дошкольников. Для достижения
результата словесные методы и приемы лучше сочетать с игровым, а также наглядным и
практическими.
Игровой
метод
предусматривает
использование
разнообразных
компонентов
игровой
деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями,
пояснениями, показом.
Приёмы:
11
− развивающие игры, в процессе которых происходит развитие психических процессов или
усовершенствование различных умений и навыков.
− игровая ситуация;
− введение игрового персонажа;
− введение элементов соревнования;
− создание эмоциональных ситуаций.
Наглядный метод – при использовании которого, педагог направляет восприятие ребенка на
выделение в объектах основных, существенных признаков, частей, на установление причинноследственных связей и зависимостей между объектами и их частями.
Приёмы:
− наблюдение – целенаправленный способ восприятия объектов;
− показ иллюстраций, схем;
− показ образца (образцом может быть схема, рисунок, модель);
− показ способа действия (всего или частичного на начальном этапе обучения, эффективнее на
другом, но подобном объекте).
Содержание работы
1 раздел. Материалы и инструменты
Пластилин и его виды. Свойства пластилина. Стеки, веревочки для деления пластилина на
части. Картон, скалка, колпачок от шариковой ручки.
2 раздел. Приемы лепки
Экспериментирование с пластилином. Смешивание цветов. Плоская лепка. Изготовление
базовых элементов. Размазывание пластилина. Рисование пластилиновыми веревочками.
Рельефная лепка. Однопредметные картинки. Многопредметные картинки. Пластилиновые
картинки. Сюжетные картинки. Сюжетные картинки из плоских элементов. Объемные
картинки. Составление из вылепленных фигур сюжетной композиции.
3 раздел. Развитие слухового восприятия.
Дети 4-5 лет.
-Отгадай, что звучит. Научить прислушиваться к неречевым звукам и окружающим шумам,
реагировать на них.
Игра «Угадай чей звук», «Кто мяукает, а кто хрюкает», «Отгадай, где хлопают»
Игра «Что я делаю», «Одинаково или по разному», «Какой звук лишний»
- Сила, высота, тембр. Научить различать звуки по громкости, длительности и тембру.
Игра «Один или стадо», «Послушай и сделай как я», «Говорим шепотом»
12
Игра «Тихо-громко», «кошка или котенок», «Кто говорит»
- Интонация
Игра «Настроение», «Давай поговорим», «Послушай и определи»
Игра «Повтори с такой же интонацией», «Повтори иначе»
- Развиваем чувство рифмы. Научить различать слова близкие по звуковому составу.
Игра «Что не так?», «Доскажи словечко»
Игра «Рифмочки»
- Ритм и темп воспроизведения
- Очень похожи, но разные.
Внимательно относимся к звукам в составе слова.
учимся на слух определять верно или неверно сказано слово.
наблюдаем за тем, как значение слова меняется лишь оттого, что один звук произнесен
неверно.
Дети 5-6 лет
- Учимся слушать внимательно задание
Игра «Палочки», «Секретное слово», «Пять фраз»
Игра «Ухо-нос», «Цыпленок и сова», «Летели гуси через реку»
- Учимся различать гласные звуки
Игра «АУ!УА!», «АХ!УХ!ОХ», «Поймай слог»
Игра «Хлопни, если услышишь И», «Раз, два три к букве беги»
- Начало, середина, конец
Игра «Первый и последний звуки в словах»
Игра «Вышиваем коврик»
- Учимся различать звуки «Ш» и «С»
Добавь звук «Ш» или «С» в конце слова, Запомни длинные цепочки
Повтори словосочетания, Добавь «Ш» или «С» в начале слова.
Дети 6-7 лет
Анализ звукового состава слова
Игра «меняем слоги», «повтори первый звук».
Игра «Какая картинка лишняя», «Поймай слова»
Начало, середина, конец слова
Игра «Придумай слово с заданным звуком», «Определи место звука в слове»
Игра «Один — много», «Скажи- какой?»
Учимся составлять предложения
13
Составление предложений по «живой модели».
Схема предложения. Сосчитай слова в предложении.
4 раздел. Развитие зрительного восприятия.
Дети 4-5 лет.
Восприятие величины
Работа с монтессори-материалом «Блоки цилиндров», «Розовая башня»
Работа с монтессори-материалом «Красные штанги»
Восприятие геометрических фигур
Повторения названий основных геометрических фигур. Игры с геометрическими
фигурами
Работа с материалом «Рамки-штирховки»
Восприятие цвета
Работа с материалом «Цветные таблички»
Игра «Найди и принеси предметы определенного цвета», «Дай мне не красный и не
желтый»
5 раздел. Развитие речи.
Дети 5-6 лет.
Беседа по картинке
Учимся составлять рассказ по картине
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Составление описательного рассказа
Описание любимой игрушки
Описание внешнего вида животных
Составление рассказа-сравнения
Сравнение лисы и слона
Составление сравнительного рассказа по схеме
Дети 6-7 лет.
Задайте мне вопрос.
Развитие умения ставить вопросы. Игра «Черный ящик»
Игра «Кто больше задаст вопросов». Чтение стихотворения Р. Киплинга «Как и Почему,
Кто, Что. Когда и Где»
14
Беседа
Учимся вести диалог. Игра «Поймай взгляд»
Правила ведения диалога. Учимся поддерживать разговор.
Учимся строить рассказ
Составляем рассказ по картине. Игра «Эхо»
Игра «Найди точное слово», «Антонимы», «Назови одним словом»
6 раздел. Лепка букв и предметов на данную букву
Моделирование букв из пластилина и создание изделий.
7 раздел. Звуки, буквы и увлекательная лепка.
Теория. Знакомство с гласными и согласными звуками, буквами
Практика. Знакомство со звуками и буквами.
Закрепление знаний исходных форм, приемов лепки. Лепка букв и предметов, названия
которых начинается с этой буквы. Творческая лепка Упражнения на обогащение словарного
запаса и развитие связной речи. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики и
графических навыков. Игры и упражнения на развитие познавательных процессов.
8 раздел. Занимательное чтение и увлекательная лепка.
Теория. Знакомство с алфавитом. Повторение основных правил
фонетики, лексики, морфологии.
Практика. Развитие навыка детей отвечать на вопросы по
прочитанному тексту, пересказ. Игры и упражнение на закрепление
алфавита. Закрепление навыков чтения через занимательные игры и
упражнения. Упражнения на обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Игры и
упражнения на развитие мелкой моторики и графических навыков. Лепка Буквы своего имени.
Творческие задания.
9 раздел. Контрольные и итоговые занятия
Игры и упражнение на диагностику усвоения детьми знаний.
15
Тематическое планирование Программы
I год обучения
Неделя
1
2
Тема занятия
Материалы и инструменты
Материалы и инструменты
Содержание
Соленое тесто, свойства соленого теста
Стеки, веревочки для деления пластилина на
части. Картон, скалка, колпачок от шариковой
ручки.
3
4
5
Экспериментирование с соленым тестом
Рисование веревочками из теста
Отгадай, что звучит
Смешивание цветов, пластилинография
Однопредметные картинки
Игра «Угадай чей звук», «Кто мяукает, а кто
хрюкает», «Отгадай, где хлопают»
6
Сила, высота, тембр
Игра «Один или стадо», «Послушай и сделай
как я», «Говорим шепотом»
7
Сила, высота, тембр
Игра «Тихо-громко», «кошка или котенок»,
«Кто говорит»
8
Интонация
Игра «Настроение», «Давай поговорим»,
«Послушай и определи»
9
Интонация
Игра «Повтори с такой же интонацией»,
«Повтори иначе»
10
Развиваем чувство рифмы
Игра «Что не так?», «Доскажи словечко»
11
Развиваем чувство рифмы
Игра «Рифмочки»
12
Ритм и темп воспроизведения
13
Ритм и темп воспроизведения
14
Очень похожи, но разные
15
Восприятие величины
Игра «Хлопки»,
Игра «Длинное или короткое»
Игра «Послушай и воспроизведи»
Игра «Торопыжка»Игра «Дождик»
Игра «Дудка, барабан, колокольчик»
Игра «Говорим правильно»
Игра «Созвучия»
Игра «Ложки»
Работа с монтессори-материалом «Блоки
цилиндров»
16
Восприятие величины
Работа с монтессори-материалом «Розовая
башня»
17
Восприятие величины
Работа с монтессори-материалом «Красные
штанги»
18
Восприятие геометрических фигур
Основные геометрические фигуры
19
Восприятие геометрических фигур
Игры с геометрическими фигурами
20
Восприятие геометрических фигур
Работа с материалом «Рамки-штирховки»
16
21
Восприятие цвета
Работа с материалом «Цветные таблички»
22
Восприятие цвета
Игра «Найди и принеси предметы
определенного цвета»
23
Восприятие цвета
Игра «Дай мне не красный и не желтый»
24
Буква А. А - арбуз
Лепим букву и предмет на данную букву
25
Буква О. О - обезьяна
Лепим букву и предмет на данную букву
26
Буква ы. Ы - сыр
Лепим букву и предмет на данную букву
27
Буква И. И - иголка
Лепим букву и предмет на данную букву
28
Буква У. У - улитка
Лепим букву и предмет на данную букву
29
Буква С. С - слон
Лепим букву и предмет на данную букву
30
Буква М. М - мышка
Лепим букву и предмет на данную букву
31
Буква П. П - пингвин
Лепим букву и предмет на данную букву
32
Буква Х. Х - хлеб
Лепим букву и предмет на данную букву
33
Буква К. К - крокодил
Лепим букву и предмет на данную букву
34
Буква Р. Р - радуга
Лепим букву и предмет на данную букву
35
Мониторинг
Игры и упражнение на диагностику усвоения
детьми знаний.
II год обучения
Неделя
1
Тема занятия
Материалы и инструменты
Содержание
Пластилин и его виды.
2
Материалы и инструменты
Свойства пластилина. Стеки, веревочки для
деления пластилина на части.
3
4
5
Приемы лепки
Приемы лепки
Учимся слушать внимательно задание
Таблица смешивания цветов
Сдавливание, прищипывание, заглаживание
Игра «Палочки», «Секретное слово», «Пять
фраз»
6
Учимся слушать внимательно задание
Игра «Ухо-нос», «Цыпленок и сова», «Летели
гуси через реку»
7
Учимся различать гласные звуки
Игра «АУ!УА!», «АХ!УХ!ОХ», «Поймай слог»
8
Учимся различать гласные звуки
Игра «Хлопни, если услышишь И», «Раз, два
три к букве беги»
9
Начало, середина, конец
Игра «Первый и последний звуки в словах»
17
10
Начало, середина, конец
Игра «Вышиваем коврик»
11
Буква Ш. Ш - шмель
Лепим букву и предмет на данную букву.
12
Учимся различать звуки «Ш» и «С»
Добавь звук «Ш» или «С» в конце слова,
Запомни длинные цепочки
13
Буква Ж. Ж - жук
Лепим букву и предмет на данную букву.
14
Учимся различать звуки «Ж», «С», «Ш»
Повтори словосочетания, Добавь «Ж или «С» в
начале слова.
15
Буква Т. Т - тигр
Лепим букву и предмет на данную букву.
16
Буква Д. Д - дерево
Лепим букву и предмет на данную букву.
17
Учимся различать звуки «Д» и «Т»
18
Буква Б. Б - белка
Вставь пропущенную букву.
Добавь слоги «та» или «да».
Лепим букву и предмет на данную букву.
19
Учимся различать звуки «Б» и «П»
20
Буква Г. Г - гусеница
21
Учимся различать звуки «К» и «Г»
Закончи слово верным слогом «Ка» или «Га»
Разложи продукты
22
Буква З. З - змея
Лепим букву и предмет на данную букву.
23
Учимся различать звуки «З» и «С»
Игра «Как называется этот человек»
Вставь пропущенную букву.
Добавь слоги «ба» или «па».
Лепим букву и предмет на данную букву.
Футбол-футболист и т.д.
24
Буква Н. Н - ночь
Лепим букву и предмет на данную букву.
25
Буква Л. Л - лягушка
Лепим букву и предмет на данную букву.
26
Учимся различать звуки «Л» и «Ль», «Н и
Разложи в два ряда
Нь»
Раскрась правильно
27
Буква В. В - ворона
Лепим букву и предмет на данную букву.
28
Буква Ф. Ф - филин
Лепим букву и предмет на данную букву.
29
Учимся различать звуки «В» и «Ф»
Игра «Повтори не торопись, да смотри не
ошибись»
30
Буква Э. Э - эклер
Лепим букву и предмет на данную букву.
31
Буква Ю. Ю - юла
Лепим букву и предмет на данную букву.
32
Буква Я. Ящерица
Лепка буквы и предмета на данную букву.
33
Буква Й. Й - йогурт
Лепка буквы и предмета на данную букву.
34
Составляем слоги
Учим детей составлять слоги
18
35
Мониторинг
Игры и упражнение на диагностику усвоения
детьми знаний.
III год обучения
Неделя
1
Тема занятия
Материалы и инструменты
2
Материалы и инструменты
3
Приемы лепки
Содержание
Соленое тесто и пластилин. Сравнение
материалов для лепки
Знакомство с материалом «воздушный
пластилин»
Сюжетные картинки. Сюжетные картинки из
плоских элементов. Объемные картинки.
4
Приемы лепки
Составление из вылепленных фигур сюжетной
композиции.
5
Анализ звукового состава слова
Игра «меняем слоги», «повтори первый звук»
6
Анализ звукового состава слова
Игра «Какая картинка лишняя», «Поймай
слова»
7
Начало, середина, конец слова
Игра «Придумай слово с заданным звуком»,
«Определи место звука в слове»
8
Начало, середина, конец слова
Игра «Один — много», «Скажи- какой?»
9
Учимся составлять предложения
Составление предложений по «живой
модели».
10
Учимся составлять предложения
Схема предложения. Сосчитай слова в
предложении.
11
Задайте мне вопрос.
Развитие умения ставить вопросы. Игра
«Черный ящик»
12
Задайте мне вопрос.
Игра «Кто больше задаст вопросов». Чтение
стихотворения Р. Киплинга «Как и Почему,
Кто, Что. Когда и Где»
13
Беседа
Учимся вести диалог. Игра «Поймай взгляд»
14
Беседа
Правила ведения диалога. Учимся
поддерживать разговор.
15
Учимся строить рассказ
Составляем рассказ по картине. Игра «Эхо»
16
Учимся строить рассказ
Игра «Найди точное слово», «Антонимы»,
«Назови одним словом»
17
Буква Ч. Ч – чайник/ чебурашка
Лепим букву и предмет на данную букву.
19
Игра «Назови ласково»
18
Буква Ц. Ц - цветы
Лепим букву и предмет на данную букву.
Игра «И Света тоже...»
Измени слово так, чтобы в нем появилось Ц.
Охотник-охотница…..
19
Мягкий знак (ь). Твердый знак (ъ).
Лепим буквы
Знакомим с ролью мягкого знака.
20
Лепим букву и играем
Узнай букву на ощупь
21
Лепим слово
Узнай слово на ощупь. Читаем руками.
22
Лепим омонимы
Лепим картинки к словам омонимам
23
Бедные зебры
Чтение и обсуждение стихотворения Галины
Дядиной «Бедные зебры».
Лепим зебру и переход
Пишем письмо зебрам в Африку
24
Отгадай букву
Пишем буквы на спине, в воздухе, изображаем
с помощью тела, изображаем с помощью
пальцев.
Узнай и покажи, что за буква
25
Что такое имя?
Для чего человеку имя
26
Буквы моего имени
Лепим имя ребенка
27
Ребусы
Знакомство с ребусами
28
Ребусы
Лепим ребусы
29
Создание пластилиновой сказки
30
Лепка персонажей
31
Инсценирование сказки
32
Сказка собственного сочинения
Чтение художественного произведения,
распределение ролей кто что будет лепить
Лепка персонажей и декораций разными
способами
В коллективном или индивидуальном
исполнении
Сочинение сказки и записывание сказки
33
Лепка персонажей
34
Инсценирование сказок
35
Инсценирование сказок
36
Мониторинг
Лепка персонажей и декораций разными
способами
Инсценирование сказок собственного
сочинения
Инсценирование сказок собственного
сочинения
Игры и упражнение на диагностику усвоения
детьми знаний.
20
Условия реализации программы
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
Содержание
I год обучения
Начало учебного года
01.09.2025
Окончание учебного года
29.05.2026
Новогодние праздничные дни
01.01.2026 - 17.01.2026
Сроки проведения начальной педагогической диагностики
08.09.2025 - 19.09.2025
Сроки проведения итоговой педагогической диагностики
18.05.2026 - 29.05.2026
Продолжительность учебного года (без учёта каникулярных дней)
36 недель
I полугодие
17 недель
II полугодие
19 недель
Летний оздоровительный период (каникулы)
01.06.2026 - 31.08.2026
Расписание занятий на 2025-2026 учебный год
я
обучени
I год
понедельник
16.30-17.00
вторник
среда
четверг
пятница
16.30-17.00
Материально-техническое обеспечение Программы
Образовательная деятельность проводится в помещении с хорошим освещением и
вентиляцией (проветриваемом). Для образовательной деятельности необходимы следующие
оборудование и средства:
- столы и стулья, соответствующие росту детей.
- демонстрационная магнитная доска или мольберт.
- доски для лепки;
- стеки;
- стаканчики для воды;
- кисточки;
- салфетки для рук;
- природный и бросовый материал;
-материалы для рукоделия — пуговицы, бусинки, бисер;
Оценочные материалы
Программа включает начальную и итоговую диагностику, которая представляет собой
систему сбора, обработки и анализа информации, обеспечивает возможность оценки динамики
21
достижений детей. В начале (3 и 4 неделя сентября) и в конце учебного года (3 и 4 неделя мая)
проводится наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, результаты вносятся в
диагностическую карту.
Диагностическая карта (I год обучения)
№
Ф.И.
Показатели
п/п ребенка
соблюдает Раскатывает
Делит на
технику
Соединяет самостоятел доделывает
части
части
Изделия
ьно
работу до
выполняет
безопасност
организует
конца
аккуратно
и
рабочее
место
1
2
Критерии:
3 балла - показатель сформирован в полном объеме, ребенок самостоятельно выполняет задание
2 балла - показатель сформирован частично, ребенок выполняет задание с незначительной
помощью взрослого
1 балл – показатель практически не сформирован, задание выполняет со значительной
помощью взрослого
Диагностическая карта (II год обучения)
аккуратно
изделия выполняет
доделывает работу до конца
рабочее место
самостоятельно организует
Проявляет творчество
алфавита
Знает буквы русского
Умеет различать звуки,
оттягивание
Владеет приемом
сплющивание
Владеет приемом
выдавливание
Владеет приемом
безопасности
близкие по звучанию
Показатели
Ф.И.
ребенка
соблюдает технику
№
п/п
1
2
Критерии:
3 балла - показатель сформирован в полном объеме, ребенок самостоятельно выполняет задание
22
2 балла - показатель сформирован частично, ребенок выполняет задание с незначительной
помощью взрослого
1 балл – показатель практически не сформирован, задание выполняет со значительной
помощью взрослого
Диагностическая карта (III год обучения)
аккуратно
изделия выполняет
доделывает работу до конца
рабочее место
самостоятельно организует
Проявляет творчество
рассказы
Сочинять небольшие
Умеет составлять
Читает слова
достижению замысла
Умеет планировать работу по
лепки для поделок
Применяет основные приемы
безопасности
предложения
Показатели
Ф.И.
ребенка
соблюдает технику
№
п/п
1
2
Критерии:
3 балла - показатель сформирован в полном объеме, ребенок самостоятельно выполняет задание
2 балла - показатель сформирован частично, ребенок выполняет задание с незначительной
помощью взрослого
1 балл – показатель практически не сформирован, задание выполняет со значительной
помощью взрослого.
Список литературы:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво
рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития»,
1998.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М.: Издательство «Скрипторий 2003»,
2007.
3. Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез.
4. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество
России, 2000.
5. Макарова Е.Г. Как вылепить отфыркивание — М.: Самокат 2017
23
6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
24