муниципальный округ Первоуральск
Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 5»- «Детский сад № 36»
623101, Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Строителей 36А
тел./факс (3439) 22-12-04, e-mail: sadiksmailik@mail.ru
Принято
Решением педагогического совета
Протокол от 29 августа 2025 г. № 1
Утверждено приказом
директора МАДОУ «ДС № 5»
от 23 сентября 2025 года № 178/2.
Подписан цифровой подписью: Абрамович Таьяна Витальевна
DN: OU=директор, O="МАДОУ ""ДС № 5""", CN=Абрамович Таьяна
Витальевна, E=os.detstwa@yandex.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Расположение:
Дата: 2025.11.11 16:49:58+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 2024.2.0
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
«ГОЛОВОЛОМКИ»
Естественнонаучной направленности
Срок реализации программы – 2 года
г. Первоуральск
2025
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа для детей старшего дошкольного возраста «Головоломки» – г.Первоуральск. –
2025 г.
Составитель: Бондаренко Анна Николаевна, педагог дополнительного образования
Филиал МАДОУ «Детский сад №5»- «Детский сад №36».
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа для детей старшего дошкольного возраста «Головоломки»
обеспечивает
вариативность образовательного маршрута в соответствии с интересами и способностями
воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных образовательных
потребностей
родителей как заказчиков образовательных услуг. Программа модифицирована на основе
программы для дошкольников И.В. Казуниной «Мир головоломок».
Особенностью данной программы является обобщение опыта работы с детьми
дошкольного возраста. Благодаря комбинированному подходу, удается в наибольшей степени
раскрыть возможности обучающихся, пробудить живой интерес не только к головоломкам, но и
к любой исследовательской работе.
1
Оглавление
Пояснительная записка...........................................................................................................................3
Актуальность Программы ..................................................................................................................3
Нормативно-правовое обеспечение Программы .............................................................................4
Цели и задачи Программы .................................................................................................................5
Учебный план ..........................................................................................................................................8
Содержание учебного плана ................................................................................................................10
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста ....................................................10
Организация работы по реализации Программы ...........................................................................11
Методы, используемые при организации занятий с детьми .........................................................11
Содержание работы ..........................................................................................................................12
Условия реализации программы .........................................................................................................17
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год ...........................................................17
Расписание занятий на 2025-2026 учебный год .............................................................................17
Материально-техническое обеспечение Программы ....................................................................18
Оценочные материалы ......................................................................................................................18
Список литературы: ..............................................................................................................................20
2
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая
программа для детей старшего дошкольного возраста «Головоломки» (далее Программа)
обеспечивает вариативность образовательного маршрута в соответствии с интересами и
способностями воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных образовательных
потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг.
Программа
реализуется
на
государственном
языке
Российской Федерации -
русском.
Актуальность Программы
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей является одной из самых
актуальных проблем педагогики. У дошкольников с хорошо развитым интеллектом больше
уверенности, высокий объем памяти и внимания, они лучше подготовлены к школе.
Современный ребенок должен не только много знать и уметь применять знания на практике, но
и быть инициативным, самостоятельным, способным на творческий подход к любому делу.
Как известно, с самого рождения ребенок видит, реагирует на звуки, но, чтобы ребенок
развивался, его необходимо учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает;
анализировать, делать выводы, умозаключения. Из множества заданий и упражнений, которые
предлагает взрослый ребенку, игры – головоломки – одно из действенных средств умственного
развития. Авторы словарей определяют головоломку как «головоломная загадка, задача»
(словарь Ожегова), «Сложная, трудноразрешимая загадка, задача» (словарь Ушакова),
«Специально подобранная загадка, задача и т.п., для решения которой требуются
сообразительность и знания в соответствующей области» (словарь Ефремовой). Головоломки
обладают рядом характерных особенностей: им присуще свойство увлечь как взрослого, так и
ребенка, до сих пор не проявлявшего интереса к ним, разжечь стремление к умственным
упражнениям. Во-первых, головоломка – это интересная игра. Во-вторых, ребенок, выбирая
варианты решения головоломок, невольно становится самостоятельным, целеустремленным. Втретьих, ребенок, который умеет играть с головоломками, научится быстро читать, писать,
считать и решать задачи. В-четвертых, головоломки способствуют интеллектуальному
развитию, а именно таких качеств, как сообразительность, находчивость, а также развитию
математических способностей.
Направленность Программы: естественнонаучная
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (5-7(8) лет)
Общий объем Программы: 140 академических часов
3
Режим занятий: 2 раза в неделю с сентября по май
Срок освоения Программы: 2 года
Форма обучения: очная
Перечень видов занятий: групповые практические занятия
Формы подведения итогов: наблюдение, анализ продуктов детской деятельности,
диагностические карты
Особенности организации образовательного процесса
В целях развития самостоятельности на занятиях предлагается решать задачи различной
сложности. Занятия строятся по принципу: от простого к сложному.
Учебно-тематический материал программы распределен в соответствии с принципом
последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и
навыков. Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки
обучающихся.
Нормативно-правовое обеспечение Программы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
22.02.2022№ 195-Д «О проведении независимой оценки качества (общественной экспертизы)
дополнительных общеразвивающих программ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»
4
- Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад №5
Цели и задачи Программы
Цель Программы: развитие творческих умственных способностей с помощью игрголоволомок.
Задачи:
Образовательные:
- формировать устойчивый интерес дошкольников к головоломкам;
- познакомить детей с разными видами головоломок: геометрическими головоломками на
плоскости, объемными, словесными.
- учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.
Развивающие:
- развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- формировать мотивацию к познанию и творчеству;
- развивать произвольность в управлении не только двигательными, но, главным образом,
интеллектуальными процессами;
- создать условия для формирования и развития ключевых компетенций дошкольников
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
Воспитательные:
- воспитанию целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца;
- воспитывать аккуратность
- воспитывать организованность и самостоятельность
Планируемые результаты
I год обучения
II год обучения
воспитанники будут знать:
воспитанники будут знать:
-разные виды головоломок;
- разные виды головоломок;
-основные правила и принципы решения -основные правила и принципы решения
головоломок;
головоломок;
воспитанники будут уметь:
воспитанники будут уметь:
-
систематически
применять
усвоенные - самостоятельно находить творческие
5
способы для решения головоломок.
-
четко
соблюдать
конструктивные решения.
необходимую -
анализировать
схему
делать
при
решении
последовательность действий.
головоломок,
умозаключения,
Воспитанники будут проявлять:
предположения, проверяя их в практической
- самостоятельность в организации своего деятельности.
рабочего пространства
-
целеустремленность,
умение
доводить
начатое дело до конца
- самоконтроль при решении головоломок,
корректировать свои ошибки
Воспитанники будут проявлять:
- самостоятельность в организации своего
рабочего пространства
-
целеустремленность,
умение
доводить
начатое дело до конца
- самоконтроль при решении головоломок,
корректировать свои ошибки
Программа обеспечивает следующие психолого-педагогические условия:
1) формирование и поддержка
положительной самооценки детей, уверенности в
собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения.
Методологические подходы к формированию Программы:
-
личностно-ориентированный
подход,
который
предусматривает
организацию
образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным
критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода –
создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей,
интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и
нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует
внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей
6
и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает
соблюдение следующих условий:
1) в центре воспитательного процесса
находится личность воспитанника, т.е.
воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам
организации;
2)
организация
воспитательного
процесса
основывается
на
субъект-субъектном
взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и
взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
3)
воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в
решении воспитательных задач;
4) воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально
воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в
интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе
личностно значимых ценностей и внутренних установок;
5) задача педагога заключается в фасилитации, т.е. стимулировании, поддержке,
активизации внутренних резервов развития личности» (В.А. Сластенин);
-
личностно-деятельностный подход рассматривает развитие в ходе воспитания и
обучения, как с позиции педагога, так и с позиции ребенка. Организация такого процесса
воспитания и обучения предполагает наличие руководства, формула которого у М.Монтессори
определена как «Помоги мне сделать это самому». В соответствии с данной установкой педагог
видит свою миссию в том, чтобы помочь обучающимся стать людьми любознательными и
пытливыми, знающими и умеющими пополнять знания, думающими, коммуникативными,
непредубежденными и обладающими широким кругозором; способными принимать решения и
отвечать на вызов, разносторонними, размышляющими и способными к рефлексии;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как
комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и
обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем
развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого
ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного
физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический
процесс
осуществляется
с
учетом
индивидуальных
особенностей
воспитанников
(темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в
значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть
индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и
методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и
обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального
7
подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким, способным
компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания;
- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в
общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и
целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная,
игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными
особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;
- компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной
деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать
в ходе решения актуальных задач:
- решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности,
выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться
поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,
сотрудничать с другими воспитанниками;
- объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать
познавательные проблемы;
- ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических,
межкультурного взаимодействия и иных, решать аналитические проблемы;
- ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и
мировоззрения, решать аксиологические проблемы;
- решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
- диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности,
развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных
взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных
отношений;
Учебный план
№
Наименование тем
Количество часов
5-6 лет
6-7 лет
Складывание узора из кубиков
по образцу.
8
8
Складывание узора из кубиков
по образцу с последующим срисовыванием.
4
4
Развивающая игра «Сложи узор»
1
8
Придумывание своего узора из кубиков и зарисовывание
4
4
Выкладывание нескольких, квадратов с предварительной
классификацией деталей
8
8
Изготовление новых моделей квадратов
4
4
Выкладывание предметов из деталей нескольких квадратов
4
4
Знакомство с геометрическими фигурами. Составление фигур
по образцу
4
4
Составление фигур по образцу без границ, обозначающих
геометрические фигуры
8
8
Придумывание и зарисовывание своих фигур
4
4
Складывание модели из объемных деталей (кубиков) по
цветному образцу.
2
2
Складывание моделей из деталей по черно-белому
образцу.
4
4
Создание собственной модели.
2
2
4
4
4
4
Да-нетки
2
2
Шарады
2
2
Загадки с подвохом
2
2
Ребусы
2
2
Развивающая игра «Сложи квадрат»
2
Развивающая игра «Танграм»
3
Развивающая игра «Кубики для всех»
4
Мозаичные кубики
5
Складывание узора из кубиков по образцу.
Придумывание своего узора из кубиков и зарисовывание
Словесные игры-головоломки
6
9
Содержание учебного плана
Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и
расписанием
занятий,
которые
разрабатываются
и
утверждаются
образовательным
учреждением.
Программа составлена для детей 5-7 лет, её реализация предполагает 2 года обучения.
Программа предусматривает два занятия в неделю, 70 занятий в год, за два года обучения 140
занятия.
Формы проведения занятий подбираются с учётом цели и задач, познавательных
интересов
и
индивидуальных
возможностей
обучающихся,
специфики
содержания
образовательной программы и возраста воспитанников.
Занятия проводятся в группе не более 12 человек, что позволяет продуктивно вести как
групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Основная форма организации образовательного процесса - кружковые занятия, которые
возможно выстроить таким образом, чтобы была возможность осуществлять индивидуальный
подход при практической деятельности.
Занятия проводятся в соответствии со следующей структурой:
1. инструктаж по технике безопасности
2. мотивация и формулирование темы
3. планирование деятельности
4. практическая деятельность
5. рефлексия
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
При
реализации
программы
необходимо
учитывать
возрастные
особенности
дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности:
- формируется устойчивая структура мотивов;
- зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании
взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым";
потребность в признании сверстников у старших дошкольников активно проявляется интерес к
коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах
деятельности быт первым, лучшим;
- появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и
этическими нормами и т.д.);
- возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения;
10
- ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и
правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои
непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо".
На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у
него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его
потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои
переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху
и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а
для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний.
Ребенок старшего дошкольного возраста может использовать усвоенный способ действия
в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения.
Ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и
запоминания, эмоциональными реакциями. В любом виде деятельности может выйти за
пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании
одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или
процесса. Ведущее значение приобретает развитие воображения.
Организация работы по реализации Программы
Условия набора детей в группы: принимаются дети от 5 до 7(8) лет исходя их
собственных желаний и интересов. Максимальная наполняемость до 12 человек. С учетом
индивидуального развития ребенка в группу могут быть включены дети и другого возраста.
При наличии организационно-педагогических условий возможен добор детей в группы в
течение учебного года, а также предусматривается возможность добора детей в учебную группу
на место выбывших обучающихся.
Методы, используемые при организации занятий с детьми
Все принципы представляют набор дидактических методов и приемов, способствующих
эффективному обучению детей решению головоломок.
Словесный метод - позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал.
Главным инструментом является слово.
Приёмы:
− объяснения, в ходе которых раскрываются новые понятия, термины, задачи деятельности,
последовательность решения задачи, устанавливаются причинно-следственные связи и
зависимости;
11
− разговор (беседа), в ходе диалогового общения применяются вопросы, побуждающие
к мыслительной деятельности, вопросы, направленные на уточнение задачи, на
выводы и заключения;
− рассказ, в ходе которого излагается материал в виде описания, инструкции, информации;
− рассуждение, в котором дается последовательное развитие положений, подводящих детей к
выводам при решении задачи;
− художественное слово;
− педагогическая оценка.
Словесный метод и приемы активно применяются в обучении дошкольников. Для достижения
результата словесные методы и приемы лучше сочетать с игровым, а также наглядным и
практическими.
Игровой
метод
предусматривает
использование
разнообразных
компонентов
игровой
деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями,
пояснениями, показом.
Приёмы:
− развивающие игры, в процессе которых происходит развитие психических процессов или
усовершенствование различных умений и навыков.
− игровая ситуация;
− введение игрового персонажа;
− введение элементов соревнования;
− создание эмоциональных ситуаций.
Наглядный метод – при использовании которого, педагог направляет восприятие ребенка на
выделение в объектах основных, существенных признаков, частей, на установление причинноследственных связей и зависимостей между объектами и их частями.
Приёмы:
− наблюдение – целенаправленный способ восприятия объектов;
− показ иллюстраций, схем;
− показ образца (образцом может быть схема, рисунок, модель);
− показ способа действия (всего или частичного на начальном этапе обучения, эффективнее на
другом, но подобном объекте).
Содержание работы
1 раздел. Развивающая игра «Сложи узор»
12
Комплект состоит из 16 кубиков одинакового размера, уложенных в коробку. Грани кубиков
окрашены по-разному в 4 цвета, что позволяет составлять из них множество вариантов цветных
узоров.
На начальном этапе детям предлагают узоры из 4 кубиков в натуральную величину одного двух цветов, чтобы ребенок мог для проверки закрыть узор кубиками.
При этом предлагают подумать, на что похож узор, вместе придумывают ему название:
паровозик, елка, цветок и т. д.
На втором этапе дети складывают узоры из 9 кубиков.
Затем предлагаются новые узоры, ребенку дается возможность достичь своего потолка
возможностей.
Следующий этап - творческий. Дети придумывают свои узоры, складывают и срисовывают их в
индивидуальный альбом на листочках в крупную клетку.
2 раздел. Сложи квадрат
Знакомство с игрой «Сложи квадрат»
Игра «Поможем зайчику сложить квадраты» (из 2 и 3 частей). Игра «Поможем мишке сложить
квадраты» (из 4 частей). Игра «Поможем зверятам найти квадраты, треугольники,
прямоугольники». «Сложи квадраты в рамочки». «Сложи квадраты на столе» (не в рамочках).
«Придумай сам» (сложить из разноцветных фигур контуры животных, людей, птиц, предметов
и т. д.). Зарисовка придуманных силуэтов.
3 раздел. Танграм
«Танграм» - классический набор из семи фигурок, уложенных в квадрат.
Выкладывание фигур по образцу, разделённому на отдельные детали.
Составление фигур по образцу без границ, обозначающих геометрические фигуры.
4 раздел. Кубики для всех
Складывание модели из объемных деталей (кубиков) по цветному образцу.
Складывание модели из объемных деталей (кубиков) по черно-белому образцу.
Создание собственной модели.
5 раздел. Мозаичные кубики
Складывание узора из 4-х кубиков по образцу.
Создание собственной модели.
6 раздел. Словесные игры-головоломки
13
Да-нетки. При помощи наводящих вопросов, предполагающих ответы «да», «нет», ответить на
вопрос (решить загадку).
Шарады. Отгадывание слова или фразы, которые состоят из двух или нескольких коротких слов
или слогов.
Загадки с подвохом. Отгадывание загадок, проявляя смекалку.
Ребусы. Отгадать слово, изображенное в рисунке.
7 раздел. Любимая головоломка
Дети собирают головоломки по собственному выбору.
8 раздел. Контрольные и итоговые занятия
Проводится игротека.
Тематическое планирование Программы
I год обучения
Неделя
Тема занятия
Содержание
1
2
3
4
5
Мониторинг
Кубики «Сложи узор»
Кубики «Сложи узор»
Кубики «Сложи узор»
Кубики «Сложи узор»
6
7
8
Кубики «Сложи узор»
Кубики «Сложи узор»
Развивающая игра «Сложи квадрат»
9
Развивающая игра «Сложи квадрат»
10
Развивающая игра «Сложи квадрат»
11
Развивающая игра «Сложи квадрат»
12
Развивающая игра «Сложи квадрат»
Выкладывание квадратов № 4-6 с
предварительной классификацией деталей
Выкладывание квадратов № 7-10 с
предварительной классификацией деталей
Выкладывание квадратов № 10-12 с
предварительной классификацией деталей
Изготовление новых моделей квадрата
13
Развивающая игра «Сложи квадрат»
Изготовление новых моделей квадрата
14
Развивающая игра «Сложи квадрат»
Выкладывание предметов из
деталей нескольких квадратов.
15
Развивающая игра «Танграм»
Знакомство с геометрическими фигурами
16
Развивающая игра «Танграм»
Выкладывание фигур по образцу
17
Развивающая игра «Танграм»
Составление фигур по образцу
без границ, обозначающих геометрические
Знакомство с кубиками
Складывание узора из 4-х кубиков по образцу
Складывание узора из 9-х кубиков по образцу
Складывание узора с последующим
срисовыванием
Придумывание своего узора и зарисовывание
Придумывание своего узора и зарисовывание
Выкладывание квадратов №1-3 с
предварительной классификацией деталей
14
фигуры. Легкий уровень
18
Развивающая игра «Танграм»
19
Развивающая игра «Танграм»
20
Развивающая игра «Танграм»
21
Развивающая игра «Танграм»
Составление фигур по образцу
без границ, обозначающих геометрические
фигуры. Легкий уровень
Составление фигур по образцу
без границ, обозначающих геометрические
фигуры. Срелний уровень сложности
Составление фигур по образцу
без границ, обозначающих геометрические
фигуры. Средний уровень сложности
Придумывание и зарисовывание своих фигур
22
Развивающая игра «Танграм»
Придумывание и зарисовывание своих фигур
23
Развивающая игра «Кубики для всех»
Складывание модели из объемных деталей
(кубиков) по цветному образцу.
24
Развивающая игра «Кубики для всех»
Складывание модели из объемных деталей
(кубиков) по черно-белому образцу.
25
Развивающая игра «Кубики для всех»
Складывание модели из объемных деталей
(кубиков) по черно-белому образцу.
26
Развивающая игра «Кубики для всех»
Создание собственной модели.
27
Развивающая игра «Мозаичные
кубики»
Складывание узора из 4-х кубиков
по образцу.
28
Развивающая игра «Мозаичные
кубики»
Складывание узора из 4-х кубиков
по образцу.
29
Развивающая игра «Мозаичные
кубики»
Придумывание своего узора из
кубиков и зарисовывание
30
Развивающая игра «Мозаичные
кубики»
Придумывание своего узора из
кубиков и зарисовывание
31
Словесные игры-головоломки
Да-нетки
32
Словесные игры-головоломки
Шарады
33
Словесные игры-головоломки
Загадки с подвохом
34
Словесные игры-головоломки
Шарады
35
36
Выбери любимую головоломку
Мониторинг
Головоломки по выбору детей
II год обучения
Неделя
1
2
3
Тема занятия
Мониторинг
Кубики «Сложи узор»
Кубики «Сложи узор»
Содержание
Знакомство с кубиками
Складывание узора из 16-ти кубиков по
15
образцу
Складывание узора из 9-16 кубиков по
образцу
Складывание узора с последующим
срисовыванием
Придумывание своего узора и зарисовывание
Придумывание своего узора и зарисовывание
Выкладывание квадратов №12-15 с
предварительной классификацией деталей
4
Кубики «Сложи узор»
5
Кубики «Сложи узор»
6
7
8
Кубики «Сложи узор»
Кубики «Сложи узор»
Развивающая игра «Сложи квадрат»
9
Развивающая игра «Сложи квадрат»
10
Развивающая игра «Сложи квадрат»
11
Развивающая игра «Сложи квадрат»
12
Развивающая игра «Сложи квадрат»
Выкладывание квадратов № 16-19 с
предварительной классификацией деталей
Выкладывание квадратов № 20-21 с
предварительной классификацией деталей
Выкладывание квадратов № 22-23 с
предварительной классификацией деталей
Изготовление новых моделей квадрата
13
Развивающая игра «Сложи квадрат»
Изготовление новых моделей квадрата
14
Развивающая игра «Сложи квадрат»
Выкладывание предметов из
деталей нескольких квадратов.
15
Развивающая игра «Танграм»
Знакомство с геометрическими фигурами
16
Развивающая игра «Танграм»
Выкладывание фигур по образцу
17
Развивающая игра «Танграм»
18
Развивающая игра «Танграм»
19
Развивающая игра «Танграм»
20
Развивающая игра «Танграм»
21
Развивающая игра «Танграм»
Составление фигур по образцу
без границ, обозначающих геометрические
фигуры. Средний уровень
Составление фигур по образцу
без границ, обозначающих геометрические
фигуры. Средний уровень
Составление фигур по образцу
без границ, обозначающих геометрические
фигуры. Сложные фигуры
Составление фигур по образцу
без границ, обозначающих геометрические
фигуры. Сложные фигуры
Придумывание и зарисовывание своих фигур
22
Развивающая игра «Танграм»
Придумывание и зарисовывание своих фигур
23
Развивающая игра «Кубики для всех»
Складывание модели из объемных деталей
(кубиков) по цветному образцу.
24
Развивающая игра «Кубики для всех»
Складывание модели из объемных деталей
(кубиков) по черно-белому образцу.
25
Развивающая игра «Кубики для всех»
Складывание модели из объемных деталей
(кубиков) по черно-белому образцу.
26
Развивающая игра «Кубики для всех»
Создание собственной модели.
27
Развивающая игра «Мозаичные
Складывание узора из 9-ти кубиков
по образцу.
16
кубики»
28
Развивающая игра «Мозаичные
кубики»
Складывание узора из 9-ти кубиков
по образцу.
29
Развивающая игра «Мозаичные
кубики»
Придумывание своего узора из
кубиков и зарисовывание
30
Развивающая игра «Мозаичные
кубики»
Придумывание своего узора из
кубиков и зарисовывание
31
Словесные игры-головоломки
Да-нетки
32
Словесные игры-головоломки
Шарады
33
Словесные игры-головоломки
Загадки с подвохом
34
Словесные игры-головоломки
Шарады
35
36
Выбери любимую головоломку
Мониторинг
Головоломки по выбору детей
Условия реализации программы
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
Содержание
I год обучения
Начало учебного года
01.09.2025
Окончание учебного года
29.05.2026
Новогодние праздничные дни
01.01.2026 - 17.01.2026
Сроки проведения начальной педагогической диагностики
08.09.2025 - 19.09.2025
Сроки проведения итоговой педагогической диагностики
18.05.2026 - 29.05.2026
Продолжительность учебного года (без учёта каникулярных дней)
36 недель
I полугодие
17 недель
II полугодие
19 недель
Летний оздоровительный период (каникулы)
01.06.2026 - 31.08.2026
Расписание занятий на 2025-2026 учебный год
обучения
I год
понедельник
15.50-16.20
вторник
среда
четверг
пятница
15.50-16.20
17
Материально-техническое обеспечение Программы
Образовательная деятельность проводится в помещении с хорошим освещением и
вентиляцией (проветриваемом). Для образовательной деятельности необходимы следующие
оборудование и средства:
- столы и стулья, соответствующие росту детей.
- демонстрационная магнитная доска или мольберт.
Дидактические пособия
Развивающая игра «Сложи узор»
12 коробок
Развивающая игра «Кубики для всех»
12 коробок
Развивающая игра «Танграм»
11 шт
Мозаичные кубики
9 шт
Развивающая игра «Сложи квадрат»
12 шт
Оценочные материалы
Программа предусматривает проведение систематической (не менее 2-х раз в течение каждого
года занятий) психолого-педагогической диагностики и тестирования обучающихся с целью
наблюдения и контроля за влиянием занятий головоломками на интеллектуальное способности,
а также развитие социально – коммуникативных и личностных качеств личности ребенка. Такое
наблюдение позволяет своевременно корректировать дозировку объемов, интенсивность и
продолжительность нагрузок.
Для определения результативности освоения программы используются следующие виды
аттестации:
входной контроль – оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного
процесса, проводится с целью определения уровня развития детей;
текущий контроль – оценка качества усвоения учащимися учебного материала,
отслеживание активности учащихся;
промежуточный контроль – оценка качества усвоения учащимися учебного материала по
итогам учебного периода (этапа/года обучения);
итоговый контроль – оценка уровня достижений учащимися по завершении освоения
программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих
способностей: заключительная проверка знаний, умений, навыков.
18
Для входного контроля используются следующие формы: беседа, собеседование, практическое
задание на определение умений и навыков. Текущий контроль проводится по завершению
разделов и тем.
Формами текущего контроля являются: наблюдение, решение задач, устные опросы.
Промежуточный контроль проводится 1 раз в полугодие. Формами промежуточного контроля
являются контрольные вопросы. Итоговый контроль проводится в конце обучения по
программе.
Формой итогового контроля являются наблюдение и контрольные вопросы по следующим
критериям:
Критерии оценки
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Знает и называет разные виды Проявляет
интерес
к Испытывает затруднения в
головоломок, проявляет к ним головоломкам, но испытывает назывании
головоломок,
затруднения
в
назывании интерес к головоломкам
интерес.
некоторых из них.
неустойчивый.
Систематически
применяет Испытывает затруднения в Решает головоломки при
усвоенные способы для решения применении способов решения непосредственной
помощи
головоломок, четко соблюдая головоломок,
чаще
не взрослого.
необходимую последовательность учитывает последовательность
действий, прибегает к помощи
действий.
взрослого или сверстников.
Понимает заданную инструкцию Понимает
заданную Не
всегда
понимает
и применяет ее в решении инструкцию и применяет ее в предложенную инструкцию,
головоломок. Ориентируется в решении
головоломок. не ориентируется в схеме.
Испытывает затруднения при
схеме без помощи взрослого.
работе со схемой.
При
решении
головоломок Проводит анализ схемы по Не анализирует схему, не
анализирует
схему,
делает вопросам
взрослого, делает
умозаключения,
умозаключения, предположения, затрудняется
делать предположения.
проверяя их в практической умозаключения,
деятельности.
предположения.
Самостоятельно находит
творческие
конструктивные решения.
Сформированы
пространственные
представления. Хорошо
ориентируется на
плоскости при решении
геометрических
головоломок на плоскости
и объемных головоломок.
Использует стандартные
конструктивные
решения.
Пространственные
представления
сформированы
частично.
К изменению
конструкции не
стремится. Испытывает
затруднения при
ориентировке в
пространстве.
19
Проявляет самоконтроль
при решении головоломок,
корректируя свои ошибки.
Самоконтроль
сформирован
недостаточно, не всегда
корректирует свою
деятельность при
решении головоломок.
Самоконтроль
проявляется только в
присутствии
взрослого, коррекцию
своих ошибок
производит по
указанию взрослого.
Устанавливает
продуктивное
взаимодействие со
взрослыми и сверстниками
в ходе игровой
деятельности при решении
головоломок.
Согласовывает свои
действия и действия
сверстников, не всегда
продуктивно умеет
договариваться,
прибегает к помощи
взрослого.
Не согласовывает
свои действия с
действиями
сверстников,
постоянно нуждается
в контроле со стороны
взрослого.
Список литературы:
Для педагога:
1. Кордемский, Б.А. Математические завлекалки/ Б.А. Кордемский. – М. : ООО «Издательство
Оникс»: ООО Издательство «Мир и образование», 2005. – 512 с.
2. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.
: Академия, 2002. – 384 с.
3. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова.
– М. : «Просвещение», 1990. – 96 с.
4. Немов, Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. / Р.С Немов. – Москва. :Владос,
1995. – 496 с.
5. Поддъяков Н.Н. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н.
Поддъяков. - М. Просвещение, 1988 – 200 с.
6. Светлова И. Логика/ И. Светлова. – М. :Эксмо, 2004. – 64 с.
7. Урунтаева, Г.А. Детская психология: Учеб.пособие для студ. пед. учеб. Заведений /Г.А.
Урунтаева - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 336 с. (с.175 - 255)
8. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога. /Г. А. Широкова. – Ростов-наДону:Феникс, 2004. – 384с. (с.42- 56)
Для обучающихся
1. Скиба Т.В. Игры и головоломки для самых маленьких. - Владис, 2019.
2. Шабан Т.С. Веселые головоломки и викторины. - АСТ, 2017.
Для родителей
20
1. Кац Е.М. Сложи узор. Варианты игр и заданий с кубиками Никитина. - МЦНМО, 2020 г
2. Евгения Кац: Танграм. Сказка с заданиями. - МЦНМО, 2023 г
3.Никитин Б. П. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 1985. Читать »
4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.:
Просвещение, 1991.
21