муниципальный округ Первоуральск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
(МАДОУ «ДС № 5»)
_____________________________________________________________________________
623101, Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Бульвар Юности, 26,
тел./факс (3439) 22-12-25, e-mail: os.detstwa@yandex.ru
Принято
Решением педагогического совета
Протокол от 29 августа 2025 г. № 1
Утверждено приказом
директора МАДОУ «ДС № 5»
от 23 сентября 2025 года № 178/2.
Дополнительная
образовательная
программа – дополнительная
общеразвивающая
программа детей
старшего дошкольного возраста
МАДОУ «ДС №5»
«Грамотейка»
Направленность (профиль) Программы – социально-гуманитарная
(для детей дошкольного возраста 5-7 лет, срок реализации 2 года)
Первоуральск
2025
1
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа детей старшего дошкольного возраста МАДОУ
«ДС №5» «Грамотейка» - г. Первоуральск, 2025 г.
Составитель: Лупенских Анна Сергеевна, учитель-логопед, педагог дополнительного
образования МАДОУ «ДС №5»
Дополнительная
общеобразовательная
программа
–
дополнительная
общеразвивающая программа детей старшего дошкольного возраста МАДОУ «ДС
№5» «Грамотейка» обеспечивает вариативность образовательного маршрута в
соответствии с интересами и способностями воспитанников. Программа направлена на
формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к
саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками,
совместной познавательной деятельности взрослого и ребенка через различные виды
интеллектуальной и прикладной деятельности и их сочетание, всестороннее развитие
детей, подготовка их к переходу от игровой к учебной деятельности.
2
Оглавление
1
Пояснительная записка
4
1.1
Актуальность программы
4
1.2
Нормативно-правовое обеспечение Программы
6
1.3
Цели и задачи Программы
6
2
Учебный план
12
3
Содержание учебного плана
12
3.1
Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного
возраста
13
3.2
Организация работы по реализации Программы
14
3.3
Формы и методы, используемые при организации занятий
14
3.4
Содержание работы
15
4
Условия реализации программы
22
4.1
Календарный учебный график
22
4.2
Расписание занятий
22
4.3
Материально техническое обеспечение Программы
23
4.4
Оценочные материалы
23
5
Список литературы
25
3
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
–
дополнительная
общеразвивающая программа детей старшего дошкольного возраста МАДОУ «ДС
№5» «Грамотейка» обеспечивает вариативность образовательного маршрута в
соответствии с интересами и способностями воспитанников. Направлена на
формирование у дошкольников устойчивой систематической потребности к
саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками,
совместной познавательной деятельности взрослого и ребенка через различные виды
интеллектуальной и прикладной деятельности и их сочетание, всестороннее развитие
детей, подготовка их к переходу от игровой к учебной деятельности.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации –
русском.
Актуальность Программы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования определяет целевые ориентиры дошкольного образования – социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе
завершения уровня дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их
центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а также включается в
качестве важного компонента в другие целевые ориентиры. Но не только это
определяет необходимость развития с раннего возраста умения общаться.
Современное общество предъявляет всё более высокие требования к
коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и виды
общения. Несмотря на все изменения, общение как главный способ взаимодействия
остаётся востребованным на протяжении всей жизни человека. Являясь высшей
психической функцией, отличающей человека, сложной и многогранной
деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек
овладевает в процессе усвоения социального опыта.
Высокий уровень развития коммуникативных умений выступает залогом
успешной адаптации в любой социальной среде. Это и объясняет практическую
значимость освоения коммуникативных умений с детства.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребёнка.
От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, на прогулке, при
участии в утренниках, спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребёнка, его
принятие сверстниками, авторитет и статус в детском сообществе. Именно поэтому
образовательная область «Речевое развитие», представленная в ФГОС, занимает
важное место в образовательной программе ДОУ.
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают запас конкретных знаний,
достаточно богатый кругозор, но перед ними встаёт проблема адаптации к условиям
школьной жизни. Если учесть современные требования программ начального
обучения, то становится ясным, что необходима организация подготовки детей к
школе.
4
В работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать то, что
умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное
воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться
в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, конструировании,
творчестве, которые позволяют детям почувствовать себя активными,
самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро
адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
При подготовке детей к школьному обучению необходимо помнить, что чтение,
письмо, математические навыки – сложные навыки, требующие определенного уровня
развития ребенка (психологического, интеллектуального, физиологического). Развитие
каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и
индивидуальных особенностей, интересов и потребностей.
Направленность (профиль) Программы – социально-гуманитарная.
Она включает следующие компоненты:
развивающий – необходимость дополнительного развития и коррекции нарушений
психологической базы речи;
социо-культурный – социальная адаптация и развитие взаимодействия детей;
первичная социализация – пропедевтика начального школьного обучения, создание
ситуации успеха в процессе перехода с одного образовательного уровня на другой;
психологический баланс – пропедевтика психологически комфортной вторичной
социализации (переход на начальный этап школьного обучения).
Категория участников: дети старшего дошкольного возраста (5-6 и 6-7 лет).
Предполагаемая наполняемость групп 10-20 человек.
Общий объем Программы: 69 академических часов.
Режим занятий: 2 раза в неделю с сентября по май.
Срок освоения Программы: 2 года.
Форма обучения: очная.
Перечень видов занятий: групповые практические занятия.
Формы подведения итогов: наблюдения, анализ сформированности навыков,
диагностические карты.
Особенности организации образовательного процесса
Программа предусматривает возможность учета региональных, национальных,
этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических,
физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с детьми строится на
взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и
тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении –
индивидуальный
подход,
удовлетворяющий
требованиям
познавательной
деятельности ребенка. В Программе на первый план выдвигается развивающая
функция образования, обеспечивающая познавательное развитие ребёнка и
ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует
современным научным концепциям дошкольного воспитания.
5
Нормативно-правовое обеспечение Программы
Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми
документами по дошкольному воспитанию:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
N 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 22 февраля 2022 г. № 195-Д «О проведении независимой оценки качества
(общественной экспертизы) дополнительных общеразвивающих программ;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
6. Устав МАДОУ «ДС № 5».
Цели и задачи Программы
Ведущей целью Программы является формирование у дошкольников устойчивой
систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе
общения со сверстниками, совместной познавательной деятельности взрослого и
ребенка через различные виды интеллектуальной и прикладной деятельности и их
сочетание. Повышение эффективности педагогической работы по подготовке детей к
школьному обучению. Всестороннее развитие детей, подготовка их к переходу от
игровой к учебной деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
Обучение грамоте дошкольника;
Развитие математических способностей и развитие логики дошкольника.
Задачи:
Образовательные:
Формирование знаний, умений и навыков учебной деятельности;
6
Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли при ответе на
поставленные педагогом вопросы;
Формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, аналогия, выполнение поставленных умственных задач);
Формирование грамотной речи;
Расширение и обогащение словарного запаса;
Знакомство с понятиями «Звук», «Буква», «Слово», «Слог», «Ударение»,
«Предложение»;
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита;
Формирование навыка послогового чтения воспитанников;
Формирование графических навыков письма;
Формирование первичных математических понятий и представлений;
Знакомство с понятиями «число», «цифра», «математические знаки», «сложение»,
«вычитание», «арифметическая задача»;
Формирование умения ставить вопросы, делать выводы и простейшие
умозаключения;
Выработка простейших навыков устных вычислений;
Формирование основ целеполагания и планирования учебно-познавательных
действий;
Формирование способности к самоконтролю, к оцениванию и коррекции
результатов своей работы.
Развивающие:
Развитие творческого потенциала и детской инициативы;
Развитие положительной мотивации к учебной деятельности;
Развитие умений и навыков, необходимых для работы в начальной школе;
Развитие речевых способностей (диалогической и монологической речи);
Развитие познавательных психических процессов (внимание, память, восприятие,
мышление, воображение);
Развитие фонематического слуха и восприятия;
Развитие умения составлять описательный рассказ по картине, по серии картин с
опорой на план и самостоятельно;
Развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные:
Воспитание усидчивости, организованности, самостоятельности;
Воспитание культуры общения со сверстниками и взрослыми;
Формирование важных личностных качеств, социальных умений и навыков;
Формирование умения организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
Формирование положительной мотивации к обучению в школе.
Направленность программы.
Ведущей идеей направления «Обучение грамоте» данной программы является
выработка у детей умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка
7
и на этой основе - развитие интереса и способностей к чтению и письму.
Последовательное усвоение понятий «звук», «буква», «слово», «предложение» в
различных игровых упражнениях.
Развивая фонематический слух дошкольников, необходимо систематически
выделять, узнавать, различать и сравнивать фонемы родного языка, т.к. хорошо
развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и
письма.
Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Используется артикулирование
звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и
определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и
согласных в начале и в конце слова, присоединение согласного одного слова ко
второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.
Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими
согласными звуками (мягкость которых подчеркнута йотированными гласными, И и
Ь), при ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.
Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному
образцу, так и выполняя задания: «Напиши букву», «Допиши слово», «Допиши
предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит
осмысленность в процесс овладения чтением.
Во время работы необходимо дать посильную задачу, создать трудовую
атмосферу, вызвать соответствующие эмоции - всё это будет способствовать усвоению
материала, развитию логического мышления, внимания, а так же воспитанию воли,
привычки к умственному труду.
Ведущей идеей второго направления программы «Развитие математических
способностей и развитие логики» является развитие познавательного интереса к
математике через ознакомление детей с различными областями математической
действительности. Математика способствует развитию у детей мышления, памяти,
внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности
рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития
логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно
излагать свои мысли.
Формирование понятий о числе и арифметических действиях проводится на основе
практических действий с различными группами предметов. У детей формируется
понимание образования следующего числа натурального ряда, устанавливается
соотношение между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или
последующими. Дети учатся находить сумму двух чисел (с помощью счета
предметов), их разность (на основе состава числа). Раскрытие смысла действий,
формирование тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых задач
(решаемых одним или двумя арифметическими действиями). Наряду с решением
готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по
различным предложенным условиям. Числовой и сюжетный материал берется из
окружающей действительности. Важнейшее условие на занятиях математики – подача
материала в игровой деятельности, с помощью яркого и разнообразного
дидактического материала.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
8
Предполагаемые результаты
1. Для учащихся сформированы все условия для развития слухового, зрительного
внимания; слуховой и зрительной памяти;
произвольности внимания и
самоконтроля.
2. У учащихся сформированы математические представления и развита речь в объёме,
необходимом для последующего успешного включения ребёнка в образовательный
процесс школы.
3. У учащихся сформировались такие элементы учебной деятельности как умение
действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия.
4. У учащихся рука подготовлена к письму (развита мелкая моторика руки).
Обучение грамоте дошкольника
Обучение грамоте - это сложный процесс, который рассчитан на 2 года обучения и
включает несколько этапов:
подготовительный этап (старшая группа)
основной этап (подготовительная группа)
Подготовительный этап обучения
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование
основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
Задачи этапа:
1. формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и
различать звуки речи (фонемы)
2. правильное произношение всех звуков родного языка
3. развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и
звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука)
Основной этап обучения
Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков
письма.
Задачи этапа:
1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
3. Обучение чтению.
4. Формирование первоначальных навыков письма.
В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как
переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении
материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей
старшего дошкольного возраста.
Занятия на подготовительном этапе проходят в форме игры и игровых
упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала,
игрушек, сказочных персонажей.
Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки
(красного, зеленого и синего цветов), карточки с условным обозначением: слово предмет, слово - признак, слово - действие; схемы и правила деления слова на слоги,
схема и правила предложений; широко используются пальчиковые игры,
логоритмические упражнения.
9
На основном этапе включаются игры с буквами (кроссворды, ребусы), работа с
кассой букв, «звуковыми линейками», карточками – схемами; задания на развитие
моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, графические диктанты, печатание
слов и предложений. Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития
элементарных навыков чтения и письма, происходит всестороннее развитие
(умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также
развитие устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.
К завершению обучения дети должны уметь:
1. Знать буквы русского алфавита.
2. Писать буквы русского алфавита в клетке.
3. Понимать и использовать в речи термин «Звук», «Буква», «Слово», «Слог»,
«Ударение», «Предложение».
4. Определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце.
5. Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные звуки.
6. Соотносить звук и букву.
7. Читать простые слова и предложения.
8. Делить слова на части (слоги), ставить ударение.
9. Проводить звуковой анализ слова
10. Составлять предложения из двух, трех, четырех слов, анализировать его.
11. Составлять описательный рассказ по картине / предмету, по серии картин.
Развитие математических способностей и развитие логики
дошкольника
Цель: Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста
и подготовка к школе.
Задачи:
1. Формирование мотивации учения, ориентации на удовлетворение познавательных
интересов, радость творчества.
2. Увеличение объема внимания и памяти.
3. Формирование мыслительных операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, аналогии)
4. Формирование умения планировать свои действия, осуществлять решения в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих
действий.
5. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих
способностей.
Задачи этапа:
1.Количество и счет
2. Геометрические фигуры
3. Ориентировка во времени
4. Ориентировка в пространстве
5. Логические задачи
К завершению обучения дети должны уметь:
1. Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и
совокупностей.
10
2. Объединять группы предметов по признакам, выделять часть, устанавливать
взаимосвязь между целым и частью.
3. Находить части целого и целое по известным частям.
4. Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар,
уравнивать их двумя способами.
5. Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 и
устанавливать насколько одно число больше или меньше другого.
6. Определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
7. Соотносить цифру с количеством предметов.
8. Измерять длину предметов, располагать предметы в порядке увеличения или
уменьшения их длины, высоты, ширины.
9. Узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник,
треугольник, круг. Находить в окружающей обстановке предметы, сходные по
форме.
10. Ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева,
посередине).
11. Выполнять графические диктанты.
12. Называть части суток, последовательность дней недели, месяцев в году.
13. Записывать сложение и вычитание с помощью знаков "+", "-", "=".
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как
организованность, дисциплинированность, коллективизм. Прививается интерес к
учебной деятельности и желание учиться в школе. Для проведения занятий
используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный
материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические
средства обучения.
Основные принципы Программы
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования.
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений.
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
4. Сотрудничество педагога с семьей.
5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности.
7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития).
8. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
11
Педагогические принципы и методы обучения, используемые для достижения
цели, задач и усвоения содержания Программы:
наглядность – демонстрация материала педагогом, образный рассказ, имитация
движений, таблицы, схемы и т.д.
доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному.
систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением объёма
усваиваемого материала, усложнением способов выполнения заданий.
индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка.
увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе.
сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия
получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные
потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных
этапах ее реализации. Занятия учитывают возможность проходить в групповой,
подгрупповой и индивидуальной форме (в зависимости от конкретной задачи).
Учебный план
Тематический
блок
Обучение
грамоте
Развитие
математических
способностей и
развитие
логики
I год обучения
Длительность 1
академического
часа
Количество
академических
часов в неделю
30 минут
2
II год обучения
Количество
академических
часов в год
Длительность 1
академического
часа
Количество
академических
часов в неделю
30 минут
2
Количество
академических
часов в год
Содержание учебного плана
Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком
и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным
учреждением.
Программа составлена для детей 5-6 лет (старшая группа) и 6-7 лет
(подготовительная к школе группа). Её реализация предполагает 2 года обучения.
Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого
объема, установленного СанПин 1.2.3685-21 и составляет 30 минут. В середине
занятия предусмотрены физкультминутки и подвижные игры
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных
интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания
образовательной программы и возраста воспитанников.
12
Характеристика особенностей развития детей.
Возрастные особенности развития детей 5-7 лет.
В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и
кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу.
Социальное развитие: умеют общаться со сверстниками и взрослыми; знают
основные правила общения; хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в
незнакомой обстановке; способны управлять своим поведением (знают границы
дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти
границы); стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;
тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности: способны воспринимать инструкцию и по ней
выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то все
еще нуждаются в организующей помощи; могут планировать свою деятельность, а
не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного
последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут; способны
сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем
требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности; способны оценить в
общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и
нуждаются в ней; способны самостоятельно исправить ошибки и вносить
коррекцию по ходу деятельности.
Речевое развитие: способны правильно произносить все звуки родного языка,
выполнять простейший звуковой анализ слов; обладают хорошим словарным
запасом; грамматически правильно строят предложения; умеют самостоятельно
пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это
делать; свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы,
задают вопросы, умеют выражать свою мысль); способны передавать интонацией
различные чувства; способны использовать обобщающие слова, придаточные
предложения.
Интеллектуальное развитие: способны к систематизации, классификации и
группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинноследственных связей; проявляют самостоятельный интерес к животным, к
природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с
удовольствием воспринимают любую новую информацию; имеют элементарный
запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания: способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его
еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных
особенностей ребенка.
Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспринимаемых
объектов не велико (1 - 2); преобладает непроизвольная память, продуктивность
непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; дети
способны к произвольному запоминанию; умеют принять и самостоятельно
поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как
наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные
образы, чем словесные рассуждения; способны овладеть приемами логического
13
запоминания; не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта,
вида деятельности на другой.
Развитие мышления: наиболее характерно наглядно-образное и действеннообразное мышление; доступна логическая форма мышления.
Зрительно-пространственное восприятие: способны различать расположение фигур,
деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху
— внизу, справа — слева); способны определять и различать простые
геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб); способны различать и выделять
буквы и цифры, написанные разным шрифтом; способны мысленно находить часть
от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры
(конструкции) из деталей.
Зрительно-моторные координации: способны срисовывать простые геометрические
фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров,
пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то,
что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
Личностное развитие, самосознание, самооценка: способны осознавать свое
положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками; стремятся
соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах
деятельности, которые они выполняют; самооценка в разных видах деятельности
может существенно отличаться; не способны к адекватной самооценке. Она в
значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей,
родителей).
Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; интерес к миру взрослых,
стремление быть похожим на них; проявляют познавательные интересы;
устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения с взрослыми и
сверстниками.
Произвольность: способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних
побуждений и установленных правил), способны проявить настойчивость,
преодолевать трудности.
Организация работы по реализации Программы
Условия набора детей в группы: зачисляются дети старших (5-6 лет) и
подготовительных к школе (6-7 лет) групп, исходя из желаний, интересов,
потребностей в подготовке к школьному обучению. Наполняемость группы до 20
человек. Дети могут быть разделены на подгруппы после начальной диагностики
относительно уровня возможностей и подготовки. При наличии организационнопедагогических условий возможен добор детей в группы или переход в другую
группу.
Формы и методы используемые на занятиях
1. Эмоциональный настрой – использование сюрпризных моментов, музыкальных
произведений.
2. Практические – упражнения, игровые методы.
3. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая
14
драматизация, словесные приемы – объяснения, пояснение.
4. Наглядные приемы и методы – наблюдение, рассматривание, показ образца, показ
способов выполнения и др.
Все вышеперечисленные методы используются в комплексе.
Содержание работы
Программа состоит из следующих разделов:
Обучение грамоте дошкольника;
Развитие математических способностей и развитие логики дошкольника.
Тематическое планирование Программы
Месяц
Занятия
Подготовка к
обучению
грамоте
Тема
Понятие «Звук»
Сентябрь
Формирование
элементарных
математических
представлений
Ориентировка в
пространстве
Формирование
элементарных
математических
представлений
Числа-соседи
Последующее
число
Предыдущее
число
Подготовка к
обучению
грамоте
Понятие «Звук»
Содержание
Знакомство с понятием «звук»;
Дифференциация
гласных
и
согласных звуков;
Определение места гласного звука
в односложных словах (начало,
середина, конец);
Обозначение
гласных
звуков
красным цветом в схеме слова;
Придумывание слов с заданным
гласным звуков в разных позициях
(начало, середина, конец).
Формирование пространственных
представлений: слева, справа,
вверху, внизу, впереди (перед),
сзади
(за),
между,
рядом;
Уточнение умений обозначать в
речи положение того или иного
предмета по отношению к себе и
другому предмету;
Уточнение
умений
ориентироваться на листе бумаги.
Развитие умения называть числа в
прямом и обратном порядке,
последующее и предыдущее число
к названному или обозначенному
цифрой, учить называть соседей
числа, пропущенное число.
Закрепление понятия «звук»;
Дифференциация
гласных
и
согласных звуков;
Знакомство с согласными звуками,
их характеристиками (твердость /
мягкость, звонкость / глухость,
парность / непарность);
Определение места согласного
звука в односложных словах
(начало, середина, конец);
Количество
часов
2
1
1
2
15
Формирование
элементарных
математических
представлений
Геометрические
фигуры
Подготовка к
обучению
грамоте
Понятие «Слово»
Октябрь
Формирование
элементарных
математических
представлений
Число 0
Цифра 0
Понятия
«Много», «Ни
одного»
Формирование
элементарных
математических
представлений
Число 1
Цифра 1
Подготовка к
обучению
грамоте
Деление слов на
слоги (части)
Формирование
элементарных
математических
представлений
Число 2
Цифра 2
Знаки + - =
Обозначение согласных звуков
синим и зеленым цветом в схеме
слова;
Придумывание слов с заданным
согласным звуком в разных
позициях
(начало,
середина,
конец).
Уточнение знаний геометрических
фигур:
треугольник,
квадрат,
прямоугольник, четырехугольник,
их элементов (вершины, углы,
стороны);
Классификация фигур по разным
признакам:
величине,
цвету,
форме.
Знакомство с понятием «слово»;
Дифференциация понятий «звук» «слово»
Отхлопывание простых слов из 1ого и 2-х слогов (частей);
Анализ простых слов с заданными
звуками;
Определение места
заданных
звуков в слове, обозначение
цветом на схеме;
Придумывание слов с заданным
согласным звуком в разных
позициях
(начало,
середина,
конец).
Формирование представления о
числе 0,
«0» - как характеристика пустого
множества;
Отработка навыка правильного
написания цифры 0.
Знакомство с понятиями «много,
ни одного»
Знакомство с числом 1, как
характеристикой
множества
состоящего из одного элемента;
Отработка навыка правильного
написания цифры 1.
Отхлопывание слов, определение
количества частей (слогов);
Запомнить
правило:
сколько
гласных звуков – столько и частей
(слогов);
Составление схемы к этим словам.
Знакомство с числом 2, как
характеристикой
множества
состоящего из двух элементов;
Отработка состава числа 2;
Отработка навыка правильного
2
2
1
1
2
1
16
Формирование
элементарных
математических
представлений
Ноябрь
Число 3
Цифра 3
Состав числа 3
Подготовка к
обучению
грамоте
Звуко-буквенный
анализ слов
Формирование
элементарных
математических
представлений
Число 4
Цифра 4
Состав числа 4
Формирование
элементарных
математических
представлений
Число 5
Цифра 5
Состав числа 5
Подготовка к
обучению
грамоте
Звуко-буквенный
анализ слов
Формирование
элементарных
математических
представлений
Знакомство с
задачей
написания цифры 2;
Работа со знаком + - =.
Знакомство с числом 3, как
характеристикой
множества
состоящего из 3-х элементов,
составом числа 3;
Отработка навыка правильного
написания цифры 3;
Отработка навыка составлять
число 3 из 2-х меньших чисел;
Закреплять умение устанавливать
соответствие между количеством
предметов, числом, цифрой; Учить
решать логические задачи на
установление закономерностей.
Анализ слов по определенному
алгоритму из 3-х и 4-х звуков;
Придумывание слов со слогами
прямого и обратного типа;
Составление схемы к этим словам.
Знакомство с числом 4, как
характеристикой
множества
состоящего из 4-х элементов,
составом числа 4.
Отработка навыка правильного
написания цифры 4;
Отработка навыка составлять
число 4 из меньших чисел;
Упражнять в прямом и обратном
счете;
Учить составлять фигуры из
счетных палочек.
Знакомство с числом 5, как
характеристикой
множества
состоящего из 5-и элементов,
составом числа 5.
Отработка навыка правильного
написания цифры 5;
Отработка навыка составлять
число 5 из меньших чисел;
Упражняться
в прямом и
обратном счете;
Отгадывание
математических
загадок, записывание решения с
помощью цифр и знаков.
Анализ слов по определенному
алгоритму из 3-х и 4-х звуков;
Придумывание слов со слогами
прямого и обратного типа;
Составление схемы к этим словам.
Отработка
понятия
арифметической задачи;
Знакомство со структурой задачи;
Различие частей задачи: условие
1
2
1
1
2
2
17
Подготовка к
обучению
грамоте
Слово-предмет
Декабрь
Формирование
элементарных
математических
представлений
Количество и счет
Понятия
«Больше»,
«Меньше»,
«Равно»
Знаки < > =
Формирование
элементарных
математических
представлений
Ориентировка на
листе бумаги
Графический
диктант
Подготовка к
обучению
грамоте
Слово-действие
Формирование
элементарных
математических
представлений
Формирование
элементарных
математических
представлений
Число 6
Цифра 6
Состав числа 6
Число 7
Цифра 7
Состав числа 7
(о чем говорится в задаче) вопрос
(о чем спрашивается в задаче),
решение, ответ;
Составлять и решать простые
арифметические
задачи
на
сложение и вычитание в пределах
10 на наглядной основе.
Знакомство с понятием «словопредмет»;
Развитие
умения
давать
характеристику предметам по
заданному алгоритму.
Составление
описательного
рассказа предмета.
Работа
с
математическими
знаками >, <, =;
Закрепление представлений о
равенстве и неравенстве;
Отработка понятий «больше»,
«меньше», «равно», на сколько
больше, на сколько меньше.
Упражнение в ориентировке на
листе бумаги;
Отработка рисования на листе
бумаги
предмет,
направляя
карандаш в нужном направлении
словами: вправо, вверх, влево,
вниз, одна клетка влево, одна
клетка вниз и т. д.
Знакомство с понятием «слово –
действие»;
Развитие
умения
подбирать
действие к заданному предмету;
Составление словосочетаний со
словами-действиями.
Знакомство с числом 6, как
характеристикой
множества
состоящего из 6-и элементов,
составом числа 6.
Отработка навыка правильного
написания цифры 6;
Отработка навыка составлять
число 6 из меньших чисел;
Упражнение в прямом и обратном
счете;
Отгадывание
математических
загадок, записывание решения с
помощью цифр и знаков.
Знакомство с числом 7, как
характеристикой
множества
состоящего из 7-и элементов,
составом числа 7.
2
1
1
2
1
1
18
Январь
Подготовка к
обучению
грамоте
Слово-украшение
Формирование
элементарных
математических
представлений
Дни недели
Формирование
элементарных
математических
представлений
Подготовка к
обучению
грамоте
Формирование
элементарных
математических
представлений
Формирование
Число 8
Цифра 8
Состав числа 8
Викторина
Число 9
Цифра 9
Состав числа 9
Число 10
Отработка навыка правильного
написания цифры 7;
Отработка навыка составлять
число 7 из меньших чисел;
Упражнение в прямом и обратном
счете;
Знакомство
с
понятиями
«четные», «нечетные» числа;
Закрепление умения правильно
пользоваться знаками неравенства.
Знакомство с понятием «словоукрашение»;
Развитие умения подбирать словаукрашения к заданному предмету;
Составление словосочетаний со
словами-украшениями;
Закрепление
навыка
использования в речи предлогов и
наречий,
обозначающих
пространственно-временные
отношения (перед, за, между,
рядом, сначала, потом, до, после,
раньше);
Определять последовательность
всех дней недели.
Знакомство с числом 8, как
характеристикой
множества
состоящего из 8-и элементов,
составом числа 8.
Отработка навыка правильного
написания цифры 8;
Отработка навыка составлять
число 8 из меньших чисел;
Упражнение в прямом и обратном
счете;
Закрепление знаний о четных и
нечетных числах.
Закрепление
пройденного
материала в форме викторины по
темам: звуки, слова.
Знакомство с числом 9, как
характеристикой
множества
состоящего из 9-и элементов,
составом числа 9.
Отработка навыка правильного
написания цифры 9;
Отработка навыка составлять
число 9 из меньших чисел;
Упражнение в прямом и обратном
счете;
Упражнение
в
делении
и
составлении целой фигуры из
частей.
Знакомство с числом 10, как
2
1
1
2
1
1
19
элементарных
математических
представлений
Цифра 10
Состав числа10
Подготовка к
обучению
грамоте
Понятие
«Предложение»
Февраль
Формирование
элементарных
математических
представлений
Подготовка к
обучению
грамоте
Формирование
элементарных
математических
представлений
Подготовка к
обучению
грамоте
Логические
задачи
Понятие
«Предложение»
Решение задач
Дифференциация
понятий «Слово»
- «Предложение»
Март
Формирование
элементарных
математических
представлений
Повторение
Счет
характеристикой
множества
состоящего из 10-и элементов,
составом числа 10.
Отработка навыка правильного
написания числа 10;
Отработка навыка составлять
число 10 из меньших чисел;
Упражнение в составлении целой
фигуры из частей.
Знакомство
с
понятием
«предложение»,
его
характеристиками;
Составление предложение из 2-3
слов, используя слова предметы,
действия и украшения;
Составление схем предложений.
Учить решать логические задачи
на установление закономерностей,
на анализ и синтез.
Закрепление
понятия
«предложение»
Определение на слух начала и
конца
предложения
(по
повышению
и
понижению
голоса), обозначение на схеме
нужными знаками;
Составление предложений из 4-х
слов с предлогом.
Закрепление умения находить в
задаче условие и вопрос.
Продолжение
формирования
умения
рассуждать
и
формулировать арифметическое
действие;
Упражнение в составление задач
на сложение и вычитание с
использованием
наглядного
материала.
Дифференциация понятий «слово»
– «предложение»;
Составление
предложений
с
заданными словами;
Составление схемы к данным
предложениям;
Составление
предложений
к
данным схемам.
Закрепление
навыка
количественного счета в
пределах 10;
Закрепление умения считать в
любом
направлении:
слева
направо, справа налево, сверху
вниз и независимо от формы
2
2
2
2
2
2
20
Подготовка к
обучению
грамоте
Формирование
элементарных
математических
представлений
Подготовка к
обучению
грамоте
Апрель
Формирование
элементарных
математических
представлений
Подготовка к
обучению
грамоте
Формирование
элементарных
математических
представлений
Подготовка к
обучению
грамоте
Май
расположения
предметов
на
основе
математических
кроссвордов.
Деформированное Работа
с
деформированным
предложение
предложением;
Развитие умения выстраивать
логическую цепочку, составлять
предложение из данных слов;
Составление схемы к данным
предложениям.
Деление на части Знакомство с приемами деления
фигуры на равные части, с
понятием «часть»;
Закрепление состава числа в
пределах 10,
Моделирование геометрических
фигур, составление тематических
композиций
из
фигур
по
собственному замыслу.
Слова-паронимы
Знакомство
со
словамипаронимами;
Определение значения каждого
слова и его употребление в
контексте;
Составление
предложений
с
заданными словами-паронимами.
Целое и части
Закрепление умения делить целый
предмет на части и сравнивать их;
Отработка
закономерности
размера каждой части от общего
количества частей.
Нахождение по части целого и по
целому его части.
Развитие логического мышления.
Ребусы
Знакомство с понятие «ребус»,
разбор разных видов ребусов.
Развитие умения разгадывать
ребусы
с
использованием
рисунков и букв.
Ориентировка в
Упражнение в ориентировке на
листе бумаги;
пространстве.
Отработка рисования на листе
Графический
бумаги
предмет,
направляя
диктант
карандаш в нужном направлении
словами: вправо, вверх, влево,
вниз, одна клетка влево, одна
клетка вниз и т. д.
Повторение.
Повторение
пройденного
Звуко-буквенный материала.
анализ слов.
Анализ слов по определенному
алгоритму из 3-х и 4-х звуков;
Придумывание слов со слогами
прямого и обратного типа;
Составление схемы к этим словам.
2
2
2
2
2
2
2
21
Формирование
элементарных
математических
представлений
Повторение
изученного
материала
Подготовка к
обучению
грамоте
Повторение.
Предложение.
Деление слов на слоги.
Закреплять умения составлять
множества (группы предметов) из
разных по качеству элементов;
Установление отношения между
целым
множеством
и
его
отдельными частями;
Закрепление умения детей считать
до 20. Уточнить умения детей
отсчитывать
предметы
из
большего количества по образцу и
заданному числу.
Составление
предложений
с
заданными словами;
Составление схемы к данным
предложениям;
Составление
предложений
к
данным схемам.
2
2
Условия реализации программы
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Содержание
I год обучения
Начало учебного года
Окончание учебного года
Новогодние праздничные дни
Сроки проведения начальной педагогической
диагностики
Сроки проведения итоговой педагогической
диагностики
Продолжительность учебного года (без учета
каникулярных дней)
I полугодие
II полугодие
Летний оздоровительный период (каникулы)
15.09.2025
29.05.2026
31.12.2025 – 11.01.2026
15.09.2025 – 26.09.2025
18.05.2026 – 29.05.2026
35 недель
15 недель
20 недель
01.06.2026 – 31.08.2026
Расписание занятий на 2025-2026 учебный год
Понедельник
I год обучения
II год обучения
10:10 – 10:40
11:45 – 12:15
Вторник
Среда
Четверг
10:00 – 10:30
10:00 – 10:30
10:40 – 11:10
10:40 – 11:10
11:45 – 12:15
11:45 – 12:15
16:15 – 16:45
10:10 – 10:40
11:45 – 12:15
Пятница
16:15 – 16:45
22
Материально-техническое обеспечение Программы
Образовательная деятельность проводится в помещении с хорошим освещением и
вентиляцией (проветриванием). Для образовательной деятельности необходимы
следующие оборудование и средства:
Детские столы и стулья, соответствующие росту детей;
Настенная магнитная доска;
Интерактивная доска;
Ноутбук;
Музыкальное сопровождение;
Печатный материал по грамоте, чтению, математике, логике;
Картинный, наглядный материал;
Цветные карандаши / фломастеры;
Простой карандаш;
Тетрадь в клетку;
Цветная бумага, клей-карандаш.
Оценочные материалы
Программа включает начальную и итоговую диагностику, которая представляет
собой систему сбора, обработки и анализа информации, обеспечивает возможность
оценки динамики достижения детей. В начале учебного года (3 – 4 неделя сентября) и
в конце учебного года (3 – 4 неделя мая) проводится наблюдение, анализ
сформированности навыков, результат вносятся в диагностическую карту.
Диагностическая карта
Цель мониторинга - определить степень (динамику) готовности детей к
успешному усвоению чтения и письма в школе.
Мониторинг освоения детьми программного материала осуществляется на основе
создания диагностических ситуаций и проводится в начале и в конце учебного года.
Промежуточная диагностика охватывает только тех воспитанников группы, которые
при первичной диагностике показали отставание от возрастной нормы (низкий
уровень речевого развития) и включает только два основных диагностических метода
(наблюдение и диагностическое задание), но при этом позволяет реализовать
несколько целей.
Для оценки готовности ребенка к освоению грамоты в школе используется
диагностика Л.Е. Смирновой, разработанная на основе параметров, определяемых
целями и задачами, реализуемой Программы. Критерии оценки указываются в виде
баллов и связан с уровнем готовности каждым ребёнком к обучению грамоте в школе.
Данные заносятся в сводную таблицу.
23
Составь
схему
предлож
ения
Знание
букв
алфави
та
Чтение
слитное
Фонематический
Звуко- словоговой анализ
Фамилия,
слух
имя
ребёнка Придума Отбери Опреде Количеств Звуковая Слогов
й слово картинки
ли
о,
схема
ая
на
с задан. место последоват слова
схема
заданны звуком звука в ельность
й звук
слове
звуков в
слове
послоговое
п/ п
побуквенное
№
1
2
Критерии оценки:
3 балла – показатель сформирован в полном , ребенок самостоятельно выполняет задание;
2 балла – показатель сформирован частично, ребенок выполняет задание с незначительной
помощью взрослого
1 балл – показатель практически не сформирован, задание выполняет со значительной
помощью взрослого
Знание частей суток,
последовательность
дней недели, месяцев
в году
Знание
геометрических фигур
Ориентировка на
листе бумаги
Умение оперировать
понятиями длина,
высота, ширина
Умение сравнивать
множества
Понимание и
правильное
использование знаков
+ - = <>
Знание зрительных
образов цифр и
умение их писать
Прямой и обратный
счет в пределах 10
Знание состава чисел
и умение им
оперировать
Классификация
Фамилия,
имя
ребёнка
Обобщение
№
п/ п
Сравнение предметов
по заданным
признакам
Критерии оценки
1
2
Критерии оценки:
3 балла – показатель сформирован в полном , ребенок самостоятельно выполняет задание;
2 балла – показатель сформирован частично, ребенок выполняет задание с незначительной
помощью взрослого
1 балл – показатель практически не сформирован, задание выполняет со значительной
помощью взрослого
24
Список литературы
1. Бондарева Л.Ю.
Обучение грамоте дошкольников и младших школьников.
Ярославль: Академия развития, 2008.
2. Гаврина С., Кутявина Н. Буду грамотным. Москва: ОАО Медиа Групп», 2014.
3. Григорьева М.Р. Интеллектуально-развивающие
занятия
со
старшими
дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2009.
4. Марцинкевич Г.Ф Обучение грамоте
детей дошкольного
возраста.
Волгоград: Учитель, 2006.
5. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке
детей к школе, Волгоград: Учитель, 2008.
6. Руденко Т. Год до школы от А до Я. Москва: Генезис, 2012.
7. Узорова О., НефёдоваЕ. 1000 упражнений для подготовки к школе. Москва: ООО
Издательство АСТ, 2002.
8. ЧистяковаО.В. Обучение грамоте. Санкт-Петербург: Изд. дом «Литера», 2010.
9. Л.Ю.Бондарева.
«Обучение грамоте дошкольников и младших школьников»
Ярославль: Академия развития, 2008.
10. Чистякова О.В, Обучение грамоте, 2021.
11. Останкова Ю.В,
«Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке
детей к школе», 2022.
12. Узорова О., Нефёдова Е., 1000 упражнений для подготовки к школе, 2017.
13. Григорьева М.Р., Интеллектуально-развивающие
занятия со старшими
дошкольниками, 2008.
14. Гаврина С., Кутявина Н., «Буду грамотным», серия «Ваш умный малыш», 2017.
15. Майорова Ю.А, «Скоро будем мы писать», серия «Смекалочка», 2015.
16. Марцинкевич Г.Ф., Обучение грамоте детей дошкольного возраста, 2017.
17. Руденко Т., Год до школы от А до Я, 2018.
18. Помораева И.А, Позина В.А., Формирование элементарных математических
представлений (6-7 лет), М. Мозаика-синтез, 2013.
19. Веракса Н.Е, Галимов О.Р., Познавательно - исследовательская деятельность
дошкольников (4-7 лет), М. Мозаика-синтез, 2013.
20. 4Крашенинников Е.Е, Холодова О.Л., Развитие познавательных способностей
дошкольников (5-7 лет), М.Мозаика-синтез, 2014.
25