муниципальный округ Первоуральск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
(МАДОУ «ДС № 5»)
623101, Свердловская область, г. Первоуральск, бульвар Юности, 26,
тел./факс (3439) 22-12-25, e-mail: os.detstwa@yandex.ru
Принято на Педагогическом совете
протокол от 07.05.2025 № 5
Утверждено приказом МАДОУ
от 07.05.2025 г. № 83/11
Подписан цифровой подписью: Абрамович Таьяна Витальевна
DN: OU=директор, O="МАДОУ ""ДС № 5""", CN=Абрамович Таьяна
Витальевна, E=os.detstwa@yandex.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Расположение:
Дата: 2025.05.12 14:44:56+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 2024.2.0
Программа воспитания лагеря
с дневным пребыванием детей на базе филиала
МАДОУ «ДС № 5» - «Детский сад № 10»
«ОРЛЯТА РОССИИ»
МО Первоуральск, 2025 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе
филиала МАДОУ «ДС № 5» - «Детский сад № 10» «Орлята
России»
Филиал
муниципального
автономного
дошкольного
Наименование
образовательного
учреждения
«Детский
сад
№
5»
«Детский
сад
организации
№ 10»
Юридический адрес: 623101, Свердловская область, г.
Адрес организации
Первоуральск, ул. Бульвар Юности, 26.
Фактический адрес: 623108, Свердловская область, г.
Первоуральск, ул. Народной Стройки, 13
Телефон организации +7 (3439) 22-12-24
ФИО
руководителя Абрамович Татьяна Витальевна, директор МАДОУ «ДС № 5»
организации
Усова Ляйсан Фаритовна, старший воспитатель
Авторы программы
Постановления Правительства Свердловской области от
Нормативно-правовое 1.
03 августа 2017 года № 558-ПП «О мерах по организации и
обеспечение
обеспечению отдыха и оздоровления детей в Свердловской
области»
2.
Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4
3598-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID19)",
3.
Постановления Администрации городского округа
Первоуральск от 04 августа 2020 года № 1497 «Об утверждении
Административного регламента предоставления муниципальной
услуги «Предоставление путевок детям в организации отдыха в
дневных и загородных лагерях»,
4.
Постановления Администрации городского округа
Первоуральск от 04 сентября 2020 года № 1739 «Об
утверждении Административного регламента предоставления
муниципальной услуги «Предоставление путевок в организации
отдыха детей и их оздоровления в учебное время (за
исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации)»,
5.
Постановления Администрации городского округа
Первоуральск от 01 февраля 2024 года № 266 «Об обеспечении
отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2024
году и плановый период 2025 - 2026 годы» и в целях создания
оптимальных условий для обеспечения отдыха, оздоровления и
творческого развития детей и подростков, обучающихся на
территории городского округа Первоуральск
6.
«Конвенция о правах ребёнка» (1989 г.);
7.
«Всемирная декларация об обеспечении выживания,
защиты и развития детей» (1990 г.);
8.
Закон РФ «Об образовании»;
9.
Закон РФ «О внесении изменений в Федеральный Закон
«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Название программы
Концепция
программы
Цель программы
Задачи программы
(от 21.12.04 г.);
10.
«Типовое положение о детском оздоровительном лагере»;
11.
Письмо Департамента воспитания и социализации детей
Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.03.2012 г. № 06-634.
В основе концепции детского лагеря «Орлята России» эффективно
построенная
воспитательная
система
по
формированию социально-активной личности младшего
школьника в рамках данной программы основывается на
духовно-нравственных
ценностях,
значимых
для
его
личностного развития и доступных для понимания: Родина,
семья, команда, природа, познание, здоровье.
При построении педагогического процесса для младших
школьников в летнем лагере необходимо учитывать следующие
принципы:
-принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей
младших школьников при выборе содержания и форм
деятельности;
-принцип событийности общелагерных дел и мероприятий, т.е.
значительности и необычности каждого события как факта
коллективной и личной жизни ребёнка в детском лагере;
-принцип включения детей в систему самоуправления
жизнедеятельностью детского коллектива, направленный на
формирование лидерского опыта и актуализацию активного
участия в коллективных делах;
-принцип конфиденциальности в разрешении личных проблем и
конфликтов детей, уважения личного мира каждого ребёнка.
Создание условий и системы мероприятий обеспечивающих
полноценный отдых и творческое развитие детей, направленных
на сохранение и укрепление физического, эмоционального и
психологического здоровья ребенка, развитие личности,
развитие художественного вкуса и творческих способностей
через включение каждого в разнообразную общественнозначимую и личностно ориентированную деятельность на
основе духовно-нравственных ценностей и культурных
традиций многонационального народа Российской Федерации.
1. Создать условия для активного и здорового отдыха
детей.
2. Познакомить детей с культурными традициями
многонационального народа Российской Федерации
3. Формировать развитие познавательной активности,
творческого потенциала каждого ребенка, способствовать
развитию интеллектуальных и творческих способностей
учащихся.
4. Способствовать формированию таких качеств
личности как ответственность и патриотизм.
5. Способствовать развитию у ребёнка навыков
самостоятельности:
самообслуживания
и
безопасной
жизнедеятельности;
6. Формировать положительное отношение ребёнка и
детского коллектива к духовно-нравственным ценностям:
Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье;
7. Обеспечить ребенку комфортную эмоциональную
среду, ситуацию успеха и развивающего общения.
8. Формировать качества, составляющие культуру
поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Механизм реализации I этап: Подготовительный (апрель-май):
участие в городских совещаниях, посвящённых
программы
подготовке к проведению летней оздоровительной кампании;
знакомство с правовыми документами нормативной базы,
обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году;
проведение совещаний при директоре по подготовке к
летнему сезону;
издание приказа об организации дневного лагеря в ДОУ;
разработка программы деятельности летнего лагеря с
дневным пребыванием детей;
отбор кадров для работы в летнем оздоровительном
лагере;
составление
необходимой
документации
для
деятельности лагеря;
организация помещений лагеря согласно нормам и
требованиям СанПин;
обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми;
формирование
списка
детей,
посещающих
оздоровительный лагерь, на основании заявлений родителей.
II этап: Организационный (первый день работы лагеря):
встреча детей;
начало реализации программы лагеря «Орлята России»;
линейка, открытие лагерной смены;
знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря.
III этап: Основной:
реализация основной концепции смены;
вовлечение детей в различные виды коллективнотворческих дел;
работа кружков;
мероприятия с посещением театров, библиотек, кинозала
и других видов развлечений;
развитие потребности в здоровом образе жизни.
IV этап: Заключительный (последний день работы лагеря):
линейка, закрытие лагерной смены;
вручение грамот и благодарностей.
В основе реализации программы лежит деятельностный
Методическое
подход. Основным методом организации деятельности
обеспечение
являются:
программы
наличие необходимой документации, программы лагеря,
плана работы отрядов, плана-сетки;
должностные инструкции всех участников процесса;
отслеживание результатов и подведение итогов;
подбор методических разработок в соответствии с планом
работы.
I. Физкультурно-оздоровительное: ежедневная утренняя
Основные
зарядка, спортивные соревнования, весёлые эстафеты,
направления
различные беседы о здоровом образе жизни, беседы по
гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма,
подвижные игры на свежем воздухе развивают у детей ловкость
и выносливость, помогают им развивать различные
двигательные способности и реализуют потребность детей в
двигательной активности, приобщают воспитанников к
здоровому образу жизни.
II. Творческое: рисование и ДПИ в лагере даёт большие
возможности в развитии художественных способностей детей.
Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной
деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и
различать цвета и формы. В своих рисунках они воплощают
собственное ведение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсах
рисунков, дети учатся передавать свои эмоции через рисунок.
III. Духовно-нравственное: Различные мероприятия этого
направления должны способствовать развитию у детей чувства
ответственности, надежности, честности, заботливости и
уважения по отношению к себе, к другим людям и к
порученному делу, а также чувства прекрасного.
IV. Гражданско-патриотическое: проведение открытых
патриотических мероприятий, организация тематических
выставок, направленных на формирование личности гражданина
и патриота России с присущими ему ценностями, установками,
мотивами деятельности и поведения.
V. Досуговое: массовые - праздники, конкурсы, спортивные
соревнования;
групповые
спортивно-оздоровительные
процедуры, отрядные дела, беседы; индивидуальные: беседы,
выполнение творческих работ.
VI. Интеллектуальное: проведение конкурсов, викторин на
развитие интеллектуального потенциала детей и самосознания.
VII. Экологическое: проведение мероприятий на свежем
воздухе, экскурсии на природу, экологические праздники и игры.
Организация деятельности летнего лагеря предусматривает
Ожидаемые
следующие результаты;
результаты
укрепление здоровья и физической выносливости детей, а
также формирование навыков здорового образа жизни в
результате вовлечения детей в активную спортивнооздоровительную деятельность, длительное пребывание на
свежем воздухе, оздоровление в результате закаливающих
процедур (посещение бассейна);
раскрытие и развитие творческого потенциала детей в
результате занятости их в кружковой деятельности, участия в
конкурсах;
личностное развитие каждого ребёнка, воспитание
культуры общения, расширение кругозора в результате формы
организации деятельности детей в лагере и методов воспитания;
создание благоприятного микроклимата в лагере в
результате овладения умениями и навыками сотрудничества и
взаимодействия;
положительное отношение ребёнка к
духовнонравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа,
познание, спорт и здоровье;
проявление ребёнком базовых умений самостоятельной
жизнедеятельности: самообслуживание, бережное отношение к
своей жизни и здоровью, безопасное поведение.
дети принимают участие в акциях и проектах;
знакомятся, организуют, участвуют в треках проекта
«Орлята России».
Сроки
реализации Краткосрочная программа.
Летней смены с 02.06.2025 по 23.04.2025 года
программы
Программа универсальна, так как может использоваться для
Категория
работы с детьми из различных социальных групп, разного
возраста, уровня развития и состояния здоровья в количестве 50
человек. Возраст участников программы: 7-12 лет.
Начальник лагеря – 1 человек;
Кадровое обеспечение 1.
2.
Воспитатели – 4 человека;
программы
3.
Инструктор по физической культуре – 1 человек;
4.
Музыкальный руководитель – 1 человек;
5.
Младший воспитатель – 2 человека
6.
Медицинский работник – 1 человек.
1.
Групповая комната;
Материально2.
Физкультурный зал;
технические условия
3.
Музыкальный зал;
реализации
4.
Открытая спортивная площадка;
программы
5.
Медицинский кабинет.
1.
Кинотеатр «Сфера»;
Социальное
2.
Центральная библиотека для детей и юношества;
партнёрство
3.
Центральная детская библиотека;
4.
Театр-студия «Вариант»;
5.
Дворец культуры ПНТЗ;
6.
Музей ЧТПЗ.
участников
программы
I Общие положения
Программа воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления (далее – Программа воспитательной работы, Программа) разработана в контексте бесшовной образовательной среды и интеграции с Федеральной рабочей программой воспитания, которая является структурным элементом Федеральных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и на основе Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу
до 2036 года».
Данная Программа является основой реализации Программ воспитательной работы в организациях отдыха детей и их оздоровления всех типов и форм собственности на территории Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»1 к организациям отдыха детей и их оздоровления (далее –
детский лагерь) относятся организации (независимо от их организационно-правовых форм) лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с дневным пребыванием), (Изменения, внесённые от 28 декабря 2024 года2, регламентируют утверждение программы воспитательной работы и календарный
план воспитательной работы с описанием конкретных мероприятий по дням с учетом смен и возрастных групп детей, разработанные в соответствии с федеральной программой воспитательной работы и
календарным планом воспитательной работы.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
устойчивым спросом родителей на организованный отдых учащихся;
потребностью в развитии у учащихся таких качеств личности как ответственность за себя и свои
поступки, чувства гордости за свою страну;
работой по укреплению здоровья детей и формированию у них потребности здорового образа
жизни;
необходимостью использования богатого творческого потенциала педагогов в реализации цели и
задач программы.
В разработанной программе учитываются общекультурный, научный и исследовательский
аспекты.
1)Общекультурный - изучение норм и ценностей культуры своего народа позволяет: углубить и
откорректировать представление учащихся о понятии «система ценностей», воспитать уважение к
системам ценностей своей и чужой культуры, сделать осознанными навыки формирования собственной,
индивидуальной системы ценностей.
2)Научный аспект - культурологические и социологические сведения.
3)Исследовательский аспект - программа лагерной смены дает возможность проявить
способности к исследовательской деятельности в объеме, соответствующем возрастным особенностям
участников. Данная программа по своей направленности является комплексной, включает в себя
разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей.
Программа организации летней лагерной смены призвана всесторонне удовлетворять
потребности детей, и направлена на обеспечение их полноценного и содержательного отдыха через
разнообразные виды деятельности:
художественно-эстетическое и музыкальное творчество;
декоративно-прикладное творчество;
интеллектуальное развитие;
физическую культуру и спорт;
досуг;
социально-психологическую адаптацию;
экскурсионную работу.
Программа деятельности лагеря ориентирована на создание социально значимой
психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка, организацию
активного, насыщенного отдыха детей, проведение работы по вопросам сохранения здоровья и
здорового образа жизни, воспитания активных граждан общества путем включения в реализацию
проекта «Орлята России». Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми
из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Цель: Создание условий и системы мероприятий обеспечивающих полноценный отдых и
творческое развитие детей, направленных на сохранение и укрепление физического, эмоционального и
психологического здоровья ребенка, развитие личности, развитие художественного вкуса и творческих
способностей через включение каждого в разнообразную общественно-значимую и личностно
ориентированную деятельность на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций
многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
1. Создать условия для активного и здорового отдыха детей.
2. Познакомить детей с культурными традициями многонационального народа Российской
Федерации
3. Формировать развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка,
способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
4. Способствовать формированию таких качеств личности как ответственность и патриотизм.
5. Способствовать развитию у ребёнка навыков самостоятельности: самообслуживания и
безопасной жизнедеятельности;
6. Формировать положительное отношение ребёнка и детского коллектива к духовнонравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье;
7. Обеспечить ребенку комфортную эмоциональную среду, ситуацию успеха и развивающего
общения.
8. Формировать качества, составляющие культуру поведения, санитарно-гигиеническую
культуру.
Программа основана на педагогических принципах:
Гуманизма - отношение к каждому из детей как к самоценности.
Толерантности - терпимости к мнению других людей, другому образу жизни.
Творчества и творческого отношения к делу, проявление творческих способностей в полной мере.
Духовности - формирование у детей и подростков нравственных ценностей, соблюдение норм
морали.
Доступности - учет возрастных особенностей детей и выбранных форм работы с ними.
II ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1 Ценностные основы содержания воспитательной работы
Базовой основой содержания данной Программы являются традиционные духовно-нравственные
ценности, к которым относятся нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые из поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие
свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России, а также укрепление института семьи, сохранение традиционных семейных
ценностей.
Ценностно-целевые ориентиры воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления направлены на формирование у детей устойчивого чувства гражданской принадлежности, духовно-нравственной культуры и осознанного отношения к основным общечеловеческим и российским
ценностям. Программа опирается на признанные в российском обществе ценности, закрепленные в
Конституции Российской Федерации и отражающие традиции, культурное и историческое наследие
нашей страны. К традиционным российским духовно- нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Приоритетной задачей государства в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной, гармонично развитой, социально ответственной личности, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности, принятые в российском обществе правила и нормы поведения,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного российского общества, готовой к созидательному труду и защите Родины.
Программа воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления разрабатывается с учетом возрастных и психологических особенностей участников, формирует у них патриотизм,
социальную ответственность и уважение к многообразию культур народов России. Особое внимание
уделяется развитию личностных качеств, способствующих успешной социализации, формирование
экологического сознания и эстетического вкуса, развитие способностей к самовыражению в различных
видах творчества и уважительного отношения к труду, укреплению ценности семьи, дружбы, труда и
знаний, поддержанию физического и психологического здоровья.
Достижение цели Программы и решение задач воспитательной работы осуществляется в рамках
всех направлений деятельности организации отдыха детей и их оздоровления. Содержание, виды и
формы воспитательной работы представлены в соответствующих блоках и модулях. Состав и содержание данных элементов определяется с учетом уклада организации отдыха детей и их оздоровления, а
также реальной деятельности, имеющихся ресурсов и планов. К инвариантным (обязательным) блокам, содержание которых необходимо включать в Программу воспитательной работы каждой организации отдыха детей состоит из следующих направлений:
I. Спортивно-оздоровительное: Содержание данного блока отражает следующий комплекс
мероприятий: ежедневная утренняя зарядка, спортивные соревнования, весёлые эстафеты, дни здоровья
с посещением бассейна, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы по гигиеническому
воспитанию и профилактике травматизма, подвижные игры на свежем воздухе развивают у детей
ловкость и выносливость, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют
потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни.
II. Духовно-нравственное:
Содержание данного блока отражает комплекс мероприятий, который основан на общечеловеческих ценностях, равноправии и взаимном уважении народов, государств в мировом сообществе, невмешательстве во внутренние дела государств, сотрудничестве и дружбе между странами. В
процессе становления человечество определило для себя три сферы постижения мира – Наука,
Культура и Мораль, которые сопряжены в свою очередь с тремя философскими ценностносмысловыми категориями – Истина, Красота и Добро. Именно поэтому в содержании данного блока
учитываются такие категории как мировая культура, знакомство с достижениями науки с античных
времен до наших дней, вклад российских ученых и деятелей культуры в мировые культуру и науку;
знакомство с духовными ценностями человечества.
Деятельность блока «Мир: наука, культура, мораль» реализуется в следующих форматах:
литературные вечера, исторические игры, информационные часы на тему:
«Жизнь замечательных людей», на которых ребятам задаются образцы нравственного поведения, через знакомство с историческими деятелями науки и культуры разных стран и эпох,
с героями-защитниками отечества. Задавая подобные примеры, вожатым и педагогам рекомендуется конкретизировать стремления, идеалы ребят, убеждать в целесообразности тех
взглядов, поступков, которые стимулируют самовоспитание;
игровые форматы, направленные на знакомство с мировым и общероссийским культурным
наследием в области искусства, литературы, музыки, изобразительного творчества, архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации. Знакомя ребят с историей человече-
ства, с мировой культурой и наукой важно создать такие условия, при которых воспитанников будет окружать как можно больше положительных примеров, а упоминая отрицательные
примеры, формировать негативное отношение к отрицательным действиям и поступкам.
тематические мероприятия, направленные на формирование культуры мира, позволяющие
ребятам осознать важность уважения к разнообразию культур и народов, развить навыки
гармоничного взаимодействия и сотрудничества.
Мероприятия, которые помогают понять, что мир является основой благополучия каждого
человека и человечества в целом.
События и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки: стремление к познанию себя и
других людей, природы и общества, к знаниям, образованию, создание единого интеллектуального
пространства, позволяющего популяризировать формы детского интеллектуального досуга:
а) проведение интеллектуальных и познавательных игр;
б)
организация
конструкторской,
исследовательской
и
проектной
деятельности;
в) просмотр научно-популярных фильмов;
г) встречи с интересными людьми, дискуссионные клубы, дебаты, диспуты.
Мероприятия
и дела, направленные
на изучение
России,
русского
и
национальных языков, родного края, населенного пункта как культурного пространства, фольклорные праздники в контексте мировой культуры и нематериального наследия. Знакомство детей и
подростков не только с красотой нашей планеты, но и в первую очередь, с историей своего населенного пункта, края, региона, страны;
тематические беседы и диалоги на тему духовно-нравственного воспитания. Проведение
обсуждений на темы морали, духовных ценностей, честности, справедливости и милосердия. Формат: открытые беседы, где дети делятся своими мыслями и учатся слушать других.
III. Гражданско-патриотическое: Содержание блока отражает комплекс мероприятий, который основан на общероссийских ценностях.
Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его тысячелетней историей, с общероссийской культурной принадлежностью и идентичностью, с историческим единством народа России, общностью его исторической судьбы, памятью предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству,
веру в добро и справедливость.
Форматы мероприятий:
церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и исполнение
Государственного гимна Российской Федерации;
торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации
проводится в день открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской Федерации;
Дни единых действий. Государственные праздники и события, Дни воинской славы России,
памятные и юбилейные мероприятия регионального и федерального уровней, которые обязательно
включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам. Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения,
документами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, перечнями рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения Российской Федерации,
методическими рекомендациями исполнительных органов власти в сфере образования. Использование в работе материалов культурно-просветительского проекта «Цивилизационное наследие
России» – важнейшего ресурса в воспитании подрастающего поколения, который включает в себя
знания о родной природе, достижения культуры и искусства, изобретения и масштабные проекты,
реализованные всей страной, это примеры сложных решений, которые принимались людьми в непростых обстоятельствах. Каждый ребенок должен понимать, что цивилизационное наследие Рос-
сии прежде всего – это подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные исторические события,
имена тех, кто прославлял Отечество, а также памятники культуры.
Второй комплекс мероприятий касается суверенитета и безопасности, защиты российского общества, народа России, и в первую очередь, памяти защитников Отечества и подвигов героев Отечества,
сохранения исторической правды.
Форматы мероприятий:
«Час Памяти», «Час Мужества». Через проведение тематических занятий необходимо показать ребятам важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную
землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных
преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности;
вовлечение ребят старших отрядов в просветительский проект «Без срока давности», который нацелен на патриотическое воспитание детей и подростков, направлен на формирование
их приверженности традиционным российским духовно- нравственным ценностям – любви к
Родине, добру, милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству долга;
посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.
Третий комплекс мероприятий направлен на служение российскому обществу и исторически сложившееся государственное единство, гражданство Российской Федерации и приверженность Российскому государству. Многообразие народов России, российского общества: народы, национальные общины, религии, культуры, языки – всё, что являются ценностью. Реализация данных мероприятий возможна как самостоятельно, так и во взаимодействии с Общероссийским общественногосударственным движением детей и молодежи «Движение Первых». С целью формирования у детей и
подростков гражданского самосознания могут проводиться информационные часы и акции «Государственная символика России», «День флага», «Отец, отчизна, Отечество», «Защищать Родину –
это почетный долг», «Дети на защите Отечества», «Герои моей семьи», «Бессмертный полк».
Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком - государственным языком Российской
Федерации. Это язык межнационального общения, который является средством коммуникации всех
народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Форматы мероприятий:
организация выставок книг, посвященных русскому языку, литературе и культуре, способствует погружению участников в мир словесного искусства. Каждая выставка раскрывает
определенную тему, знакомит с произведениями классиков и современных авторов, отражает богатство и выразительность русского языка. Такие мероприятия вдохновляют на чтение,
стимулируют интерес к языковому наследию и развивают вкус к литературе;
культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с историей и богатством русского языка, его ролью в культуре и искусстве: лекции, беседы, литературные вечера, посвященные выдающимся писателям, поэтам и языковым традициям России. Эти события и мероприятия помогают детям и подросткам осознать значимость языка как ключевого элемента национальной идентичности, вдохновляют на изучение русского слова и пробуждают интерес к его сохранению и развитию;
«Сквозные проекты», включающие игры и акции, связанные с орфографией и пунктуацией.
Эти проекты направлены на развитие языковой грамотности через увлекательные форматы.
Сквозные игры, такие как: «Орфографический марафон» или «Пунктуационная дуэль», которые вовлекают участников в процесс изучения правил русского языка в игровой форме.
Акции, например, «День грамотного письма» или «Пиши без ошибок», мотивируют детей и
подростков применять знания на практике, делая грамотность неотъемлемой частью повсе-
дневной жизни. Такие проекты формируют устойчивые навыки письма и любви к родному
языку;
конкурсы, посвященные русскому языку, которые помогают детям и подросткам раскрыть
творческий потенциал. Соревнования, такие как: «Знаток русского языка» или «Слоговая головоломка». Конкурсы сочинений, стихов или эссе на темы, связанные с языковыми ценностями, вдохновляющие на самовыражение, показывают красоту русского слова;
коллективно-творческие дела по мотивам русских народных сказок; литературные конкурсы,
конкурсы чтецов; реконструкция русских народных праздников; проекты по собранию русских пословиц и поговорок; крылатых выражений о родстве, дружбе, верности и других
нравственных ориентирах, выраженных точным и красивым русским языком.
IV. Экологическое: Комплекс мероприятий связан с родной природой (малой Родины, своего
края, России), с ответственностью за сохранение природы перед будущими поколениями с
бережливостью в использовании природных ресурсов.
Форматы мероприятий:
экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания детей; экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами, позволяющие изучать природные
объекты в естественной среде, жизнеобеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость в
целостной экосистеме;
беседы об особенностях родного края;
акции, демонстрирующие преимущества бережного отношение к природе, воде, электричеству, которые учат ребят минимизировать или ликвидировать вред, наносимый природе;
принятый свод экологических правил в отряде и в целом в лагере;
ведение дневника погоды (для детей младшего школьного возраста), обучение приемам
определения температуры воздуха, облачности, типов облаков, направления ветра (при
наличии метеорологической станции в лагере);
конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую тематику;
встречи и беседы с экспертами в области экологии, охраны окружающей среды, учеными,
эко-волонтерами в форматах «100 вопросов к взрослому» или «Классные встречи».
V. Досуговое: Данный блок отражает комплекс мероприятий, направленных на воспитание
культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности и ориентирован на следующие ценности, закрепленные в Конституции:
жизнь, здоровье, охрана здоровья, право на медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду;
честь, доброе имя, достоинство личности, личная свобода, безопасность, неприкосновенность
личности, жилища, личная тайна;
свобода слова, убеждений, творчества, совести, вероисповедания, языка, передвижения и выбора места проживания, охрана интеллектуальной собственности;
родители, любовь и уважение детьми своих родителей;
дети, любовь и забота родителей о детях. Создание условий для достойного воспитания детей в
семье;
родной дом, традиционные семейные ценности, их сохранение и зашита, традиции своей семьи,
рода, родственники;
защита государством семьи, материнства, отцовства и детства.
Реализация воспитательного потенциала данного блока предусматривает:
проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий: зарядка, спортивные игры
и соревнования;
просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
создание условий для физической и психологической безопасности ребенка в условиях организации отдыха детей и их оздоровления, профилактика буллинга в детской и подростковой среде, психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в организации;
проведение целенаправленной работы всего педагогического коллектива по созданию эффективной профилактической среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного поведения на дорогах и в
транспорте, правилами пожарной безопасности, правилами безопасности при занятиях спортом,
правилами поведения на водоемах, правилами поведения в общественных местах, правилами поведения при массовом скоплении людей и т.д.;
проведение тренировочной эвакуации при пожаре и на случай обнаружения взрывчатых веществ;
разработка и реализация разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, против вовлечения в деструктивные
группы в социальных сетях, в деструктивные молодежные, религиозные объединения, субкультуры, информирующие о безопасности дорожного движения, противопожарной безопасность, гражданской обороны, антитеррористической, антиэкстремистской безопасности и т.д.;
организация превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у
детей навыков рефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому
давлению;
поддержка инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному
поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь,
творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.);
мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и подростков социальноценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к народу, Отечеству;
игры, проекты, мероприятия, направленные на формирование бережного отношения к жизни человека, личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях
российского народа.
VI. Интеллектуальное: проведение конкурсов, викторин на развитие интеллектуального
потенциала детей и самосознания.
VII. Творческое: рисование и ДПИ в лагере даёт большие возможности в развитии художественных
способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности,
укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы. В своих рисунках они
воплощают собственное ведение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсах рисунков, дети учатся
передавать свои эмоции через рисунок.
2.2 Основные направления воспитательной работы
В основу каждого направления воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления заложены базовые ценности, которые способствуют всестороннему развитию личности и
успешной социализации в современных условиях.
Основные направления воспитательной работы:
гражданское воспитание: формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и уважения к другим
народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе духовно- нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего
и других людей), ориентации на развитие самостоятельности, трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия: компонент здоровьесберегающей работы, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной и безопасной организации оздоровительно-образовательного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы,
рационального питания, создание безопасной среды, освоение детьми норм безопасного поведения в природной, социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей,
природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
2.3 Целевые ориентиры результатов воспитания в соответствии с возрастными особенностями
участников программы
Целевые ориентиры результатов воспитания в организации отдыха детей и их оздоровления
направлены на формирование и развитие личности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. Они представляют собой ориентиры для деятельности педагогического коллектива, направленные на достижение гармоничного и целостного развития личности, ее успешной
социализации и осознания своей роли в обществе. Целевые ориентиры формируются на основе российских гражданских, конституционных и духовно-нравственных ценностей, отражающих культурные
и исторические традиции России. Эти ориентиры определяют единство подходов в воспитании и создают воспитательное пространство, которое способствует всестороннему развитию участников смены.
Целевые ориентиры результатов воспитания младшего школьного возраста (7 -10 лет)
Направления
воспитания
Гражданскопатриотическое
воспитание
Планируемые результаты
- знающий и любящий свою малую родину, свой край;
- имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении;
- сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную идентичность,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
- понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей
малой родины, родного края, своего народа, Российского государства;
- имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве;
- имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение;
владеющий навыками, необходимыми для успешной адаптации, социализации и
самоактуализации в обществе;
знающий основные социальные роли, соответствующие возрасту; знающий нормы
и правила общественного поведения;
имеющий опыт взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстни-
ками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в
процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
Духовнонравственное
воспитание
Эстетическое
воспитание
Физическое
воспитание
формирование
культуры
здорового
образа
жизни и эмоционального благополучия:
Трудовое воспитание
Экологическое
воспитание
принимающий участие в жизни отряда, лагеря, в доступной по возрасту социально
значимой деятельности.
- понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека;
- умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за
них;
- доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;
- владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий;
- знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности);
- владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
- способный
воспринимать
и чувствовать
прекрасное
в
быту,
природе, искусстве, творчестве людей;
- проявляющий интерес и уважение к художественной культуре;
- проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.
- соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;
- ориентированный на физическое развитие, занятия спортом;
- бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему
и других людей;
- владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
- сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие
ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
- сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, общества и государства;
- проявляющий уважение к труду, людям труда, ответственное потребление и бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений;
- обладающий навыками самообслуживающего труда;
- выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту
труда, трудовой деятельности;
- проявляющий интерес к разным профессиям.
- понимающий зависимость жизни людей от природы, ценность природы, окружающей среды;
- проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
- выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы,
окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами.
Познавательное
- выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознанаправление вос-
питания
тельность и самостоятельность в познании;
- обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной
картине мира;
- проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях.
2.4 Целевые ориентиры результатов воспитания подросткового возраста (11-12 лет)
Направления
Планируемые результаты
воспитания
Гражданско- знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в полипатриотическое
культурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мивоспитание
ровом сообществе;
- проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам
России, праздникам, традициям народа России;
- понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и
будущему народов России, тысячелетней истории российской государственности;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод;
- ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в
разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.);
принимающий участие в жизни лагеря (в том числе в самоуправлении), местного
сообщества, родного края;
- выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
- знающий нормы и правила общественного поведения;
- знающий основные социальные роли, соответствующие возрасту; обладающий
качествами личности, определяющими успешность социального взаимодействия:
социальной ответственности, самооценки, эмпатии, организаторских и лидерских
качеств;
- имеющий опыт взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением
в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
- выражающий желание участвовать в организации, осуществлении и развитии
самоуправления, позволяющего сформировать необходимые социальные навыки
путем участия в принятии решений, контроля выполнения основных прав и обязанностей.
- сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру;
- проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране; проявляющий интерес к познанию родного языка,
истории и культуры своего края, своего народа, других народов России;
- знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности;
- принимающий участие в мероприятиях патриотического направления.
- знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентиДуховнонравственное
рованный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российвоспитание
ского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности);
- выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков;
Эстетическое
воспитание
Физическое
воспитание
формирование
культуры
здорового
образа
жизни и эмоционального благополучия:
Трудовое воспитание
Экологическое
воспитание
- выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
- сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с
людьми разных народов, вероисповеданий;
- проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей;
- владеющий коммуникативными навыками, необходимыми для успешной адаптации, социализации и самоактуализации детей в обществе;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как
части духовной культуры своего народа, российского общества.
- проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей;
- знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре;
- сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве;
- выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного
наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве;
- ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном
творчестве.
- понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
- выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность);
- проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья;
- умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;
способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
- уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
- проявляющий
интерес
к
практическому
изучению
профессий
и
труда различного рода;
- сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе;
- участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в лагере, семье,
школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
- понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества;
- сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях вза-
имосвязи природной, технологической и социальной сред;
- выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе; ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Познавательное
- выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
направление вос- индивидуальных интересов, способностей, достижений;
питания
- ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
III Содержательный раздел
3.1 Уклад организаций отдыха детей и их оздоровления: особенности и уникальные элементы
Уклад задаёт порядок жизни организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад организации декларирует ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат
российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик организации и её репутацию в окружающем пространстве, социуме. На формирование
уклада конкретной организации отдыха детей и их оздоровления влияют региональные особенности: исторические, этнокультурные, социально-экономические, художественно-культурные, а также
тип поселения (село, город).
Уклад организации отдыха детей и их оздоровления непосредственно связан с такими характеристиками как:
открытость организации, как социальной среды;
временность (коллектив каждого отряда различен);
многопрофильность и вариативность (разнообразие видов деятельности, подвижность межличностных контактов, интенсивность отношений);
заданность законов и традиций.
Элементами уклада являются:
Быт организации отдыха детей и их оздоровления, который представляет из себя специфический элемент уклада повседневной жизни детей, воспитателей, сотрудников организации в течение
смены. Быт формирует, в первую очередь, архитектурно-планировочные особенности организации
отдыха детей и их оздоровления.
Режим. Важным нормирующим и объединяющим элементом уклада в организации отдыха детей и их оздоровления является режим. Целесообразность режима связана с обеспечением безопасности, охраной здоровья ребенка в, что закреплено в традиционных законах жизни в организации
отдыха детей и их оздоровления: «закон точности» («ноль-ноль»), «закон территории», «закон моря»
и др. Это придает внешнее оформление жизнедеятельности (темпоритм) конкретной организации;
способствует эффективному решению функциональных задач. Планирование программы смены
должно быть соотнесено с задачей оздоровления и отдыха детей в каникулярный период.
Корпоративная культура организации отдыха детей и их оздоровления, это элемент уклада,
который состоит из: миссии лагеря, сформированных ценностей, правил и норм поведения, трудового этикета и стиля взаимоотношений с детьми и их родителями, внешнего вида сотрудников и детей.
Предметно-эстетическая среда организации отдыха детей и их оздоровления включается в
себя информационные стенды для детей и сотрудников, отрядные уголки, дизайн воспитывающей
среды, малые архитектурные формы, которые взаимодополняют и усиливают воспитательных эффект посредством интеграции в символическое пространство и игровую модель.
Символы организации отдыха детей и их оздоровления: девизы, лозунги, заповеди, кодексы, летописи, символы, церемонии, программные документы, форма, сувенирная продукция с символикой
лагеря. Символы организации отдыха детей и их оздоровления имеют условный (символический)
смысл и эмоциональную окраску, тесно связанную по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами жизнедеятельности организации, и государственной политикой в
области воспитания, используемые в практической деятельности.
Ритуалы.
Ритуалы могут быть:
торжественными (по поводу символических событий из жизни организации отдыха детей и
их оздоровления, общественной жизни): торжественные линейки, ритуалы, связанные с атрибутами организации (знамя, флаг, памятный знак и пр.), организация почетного караула,
смотр, парад, ритуалы почести героям: возложение гирлянд и другое;
ритуалы повседневной жизни, которые насыщают деятельность организации эмоциональноигровой атмосферой. Они регулируют самые повторяющиеся (традиционные) действия, необходимые для стабильного функционирования организации: передача дежурства, начало
или завершение дела, дня, рабочая линейка. А могут представлять эмоциональный (романтический) фон повседневной жизни организации: «тайный знак» – ритуал приветствия для членов лагеря или игровой ситуации в лагере; передача «наказа» (обращение) от смены к смене
и пр.
Символическое пространство организации отдыха детей и их оздоровления включает в себя
традиции, законы, легенды, кричалки, песенно- музыкальную культуру, ритуалы и пр. Каждый элемент символического пространства организации отдыха детей и их оздоровления имеют условный
(символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно связанную по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами жизнедеятельности организации и государственной политикой в области воспитания, используемые в практической деятельности.
Песенно-музыкальная культура должна быть основана на отечественном наследии, лучших образцах песенного и музыкального творчества.
Легенды являются уникальным инструментом осознания ребёнком в процессе обсуждения с
коллективом нравственных категорий, ценностей, являющимися основой воспитательной работы в
организации отдыха детей и их оздоровления.
3.2 Особенности воспитательной работы отдыха и оздоровления детей в лагере с дневным
пребыванием
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей организуется, как правило, на
базе образовательных организаций. Режим работы 5 дней в неделю, с ограниченным количеством
времени в течение рабочего дня. Режим организации влияет на краткосрочность пребывания и соответственно, на ограничение времени для полного погружения в социокультурную воспитательную
среду лагеря. Ребенок ежедневно переходит в семейную обстановку с её укладом, традициями и
особенностями.
Для лагеря с дневным пребыванием детей характерны формы работы, не требующие длительной
подготовки, репетиций с участниками. Предпочтение отдаётся игровым, конкурсным формам, использующим экспромт в качестве одного из методов. Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
планирование и проведение отрядной деятельности;
поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и
принятия решений, создание благоприятной среды для общения; доверительное общение и
поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и так далее;
формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на
сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитные карточки отрядов; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского
коллектива – этапов развития межличностных отношений;
предъявление единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по
самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно- гигиенических требований;
принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском
лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров
через наблюдение, игры, анкеты;
аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
поддержку детских инициатив и детского самоуправления через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.),
представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря. При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений;
проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;
проведение огоньков: огонек знакомства, огонек организационного периода, огонек-анализ дня,
огонек прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых,
представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ
проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек – это особое межличностное внутригрупповое камерное общение, отличающееся откровенностью, доброжелательностью, эмпатичностью и поддержкой;
организация коллективно-творческих дел (КТД). КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленна на создание нового
продукта (творческого продукта). Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.
3.3 Кадровое обеспечение реализации программы воспитательной работы
Кадровое обеспечение – один из основных элементов функционирования сферы организации отдыха и оздоровления детей, которая является неотъемлемой частью воспитательной системы организации отдыха детей и их оздоровления, способствующей достижению стратегических задач государственной политики в области воспитания.
В данном разделе необходимо отразить механизм кадрового обеспечения организации отдыха детей и их оздоровления, направленный на достижение высоких стандартов качества и эффективности в области воспитательной работы с детьми:
систему отбора, форме трудоустройства, количеству необходимого педагогического персонала и воспитателей;
распределение функционала, связанного с планированием, организацией, обеспечением и
реализацией воспитательной деятельности с указанием должностей в соответствии со штатным расписанием организации, расстановку кадров;
вопросы повышения квалификации педагогических работников в области воспитания и образования;
систему подготовки воспитателей для работы в организации отдыха детей и их оздоровления;
систему
наставничества
и преемственности
организации отдыха детей и их оздоровления.
в
трудовом
коллектив
3.3 Материально-техническое обеспечение реализации программы воспитания
Материально-техническое обеспечение реализации программы воспитания определят базовый минимум, который необходим для любого типа организации отдыха детей и их оздо-
ровления для качественной реализации содержания программы воспитательной работы (указываются конкретные позиции, имеющиеся в организации отдыха детей и их оздоровления, или
запланированные):
флагшток (в том числе переносной), Государственный флаг Российской Федерации, Флаг
субъекта Российской Федерации, Флаг организации отдыха детей и их оздоровления (при
наличии);
музыкальное оборудование и необходимые для качественного музыкального оформления
фонограммы и записи;
оборудованные локации для общелагерных и отрядных событий, отрядные места, отрядные
уголки (стенды);
спортивные площадки и спортивный инвентарь;
канцелярские принадлежности в необходимом количестве для качественного оформления
программных событий;
специальное оборудование, необходимое для реализации конкретной программы воспитательной работы, направлений воспитывающей деятельности и направленностей дополнительного образования.
3.4 Режим дня дневного лагеря
для детей 6-8 лет
08.30–08.45 – сбор детей, Выполнение традиционного комплекса физических упражнений,
зарядка
танцевальная разминка и разучивание флешмоба «Орлята России».
Гигиенические процедуры. Завтрак
08.45–09.10
09.10–10.30–
линейка
утренняя Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня,
поднятие государственного флага РФ с исполнение гимна РФ (по
понедельникам), разучивание орлятских песен.
10.30–11.00 – работа по Занятия по расписанию (беседы, инструктажи, работа кружков,
программе лагеря, по спортивные мероприятия, культурно-массовые мероприятия)
плану
отрядов,
общественно полезный
труд, работа кружков
и секций
11.00–12.15
оздоровительные
процедуры
Прогулка на свежем воздухе, подвижные игры.
12.15–12.30
Гигиенические процедуры. Обед
12.30-15.00
Дневной сон
15.00-15.30
Постепенный подъем, гигиенические процедуры. Полдник
Прогулка на свежем воздухе, подвижные игры и занятия по
интересам.
15.30-16.30
16.30 – уход домой
Режим дня дневного лагеря для детей 9-12 лет
08.30–08.45 – сбор детей, Выполнение традиционного комплекса физических упражнений,
зарядка
танцевальная разминка и разучивание флешмоба «Орлята
России».
Гигиенические процедуры. Завтрак
08.45–09.10
09.10–10.30–
линейка
утренняя Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня,
поднятие государственного флага РФ с исполнение гимна РФ
(по понедельникам), разучивание орлятских песен.
10.30–11.00 – работа по Занятия по расписанию (беседы, инструктажи, работа кружков,
программе лагеря, по спортивные мероприятия, культурно-массовые мероприятия)
плану
отрядов,
общественно полезный
труд, работа кружков
и секций
12.00–13.00
оздоровительные
процедуры
Прогулка на свежем воздухе, подвижные игры.
13.00–13.30
Обед
13.30-14.30
время
свободное Занятия по интересам
14.30–15.00
Занятия по расписанию (беседы, инструктажи, работа кружков,
спортивные мероприятия, культурно-массовые мероприятия)
15.00-15.30
Подведение с детьми итогов дня, анализ деятельности. Спуск
государственного флагаРФ сисполнение гимна РФ (по пятницам)
15.30-16:30
Прогулка на свежем воздухе, подвижные игры и занятия по
интересам.
16.30 – уход домой
Дата
02.06.2025
1-й день смены.
Организационны
й
период.
Формирование
отрядов
03.06.2025
2-й день смены.
Тематический
день
04.06.2025
3-й день смены.
Тематический
день
05.06.2025
4-й день смены.
Тематический
день
06.06.2025
5-й день смены.
Тематический
день
09.06.2025
6-й день смены.
Тематический
день
10.06.2025
7-й день смены.
Тематический
3.5 Примерный календарный план воспитательной работы
Название дня
Мероприятие
День
«Орленка- Игровой час «Играю я – играют друзья» (игры
на знакомство и командообразование)
Лидера»
Распределение ролей в отряде
Открытие смены
Развлечение «Открываем в лето двери»
Инструктаж «Правила безопасного пребывания
в лагере»
Начала ведения блога
Вечерний сбор отрядов
День
«Орленка- Время отрядного творчества
«Мы – Орлята Мастера!» (столярное и
Мастера»
гончарное дело)
Поход в кино
Музыкальная деятельность
Инструктаж по посещению общественных мест
Ведение блога
Вечерний сбор отрядов
День
«Орлёнка- Командная спортивная игра
Подвижные игры, викторина «Здоровый образ
Спортсмена»
жизни»
Танцевальный час
Мастерская творчества
Поход в парк
Инструктаж о соблюдении мер личной гигиены
«Болезни грязных рук»
Ведение блога
День «Путешествие в Минутка здоровья «Гигиена утренней зарядки»
Познавательный час «О, сколько нам открыстрану науки»
тий чудных готовит просвещенья дух!
Десант чистоты и порядка в лагере «Наведем
порядок на земле»
Русские народные игры на свежем воздухе
Деятельность кружков и секций
Викторина «Экологическое краеведение»
День «Краеведения»
Минутка здоровья - «Зеленая аптечка» - первая помощь при повреждениях
Посещение музея в ИКЦ
Деятельность кружков и секций
Спуск Государственного флага Российской
Федерации
День
«Орленка- Утренний подъём Государственного флага
Российской Федерации
Эрудита»
Научно-познавательные игры
«Мир науки вокруг меня»
Творческие мастерские
Инструктаж о соблюдении правил безопасности
во время нахождения в лагере
День «Дружбы и мира» Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая
помощь при ожоге»
Праздник дружбы и воздушных шаров.
день
11.06.2025
8-й день смены.
Тематический
день
16.06.2025
9-й день смены.
Тематический
день
17.06.2025
10-й день смены.
Тематический
день
18.06.2025
11-й день смены.
Тематический
день
(конкурсно- развлекательная программа)
Час спорта. Соревнование по шахматам
Викторина о дружбе «Супер вызов»
День
«Хранителя Тематический час «День России»
Квест «Россия - Родина моя!»
исторической памяти»
Поход в библиотеку
Инструктаж ПДД
Ведение блога
Спуск Государственного флага Российской
Федерации
День
«Народное Утренний подъём Государственного флага
Российской Федерации
ремесла»
Тематический час «Город мастеров»
Игра по станциям «Твори! Выдумывай!
Пробуй!»
Инструктаж по безопасности
Ведение блога
Минутка безопасности «Дети на дороге»
День «Я и моя семьЯ»
Творческая мастерская «Подарок своей семье»
Гостиная династий «Ими гордится Россия»
Конкурсно- игровая программа
«Маленький рецепт большого
счастья»
Игра «Пионербол»
Акция для родителей «Сердце в подарок»
Ведение блога
День
«День Чистой Минутка здоровья «Осанка –основа красивой
планеты»
походки»
Экологическая викторина «Берегите землю, берегите».
Трудовой десант «Наведём порядок на земле»
Спортивная игра «Мой весёлый, звонкий мяч»
Деятельность кружков и секций
Ведение блога
Инструктаж по безопасности
День «Национальная
Настольная
игра
«Экспедиция
вкусов»
кухня»
Кулинарное шоу «Шкатулка рецептов»
Ведение блога
19.06.2025
12-й день смены.
Тематический
день
20.06.2025
День «Устное народное Конкурс знатоков «Ларец народной мудрости»
Театральный час «Там на неведомых дорожках»
13-й день смены. творчество»
Ведение блога
Тематический
Спуск Государственного флага Российской
день
Федерации
23.06.2025
День «Национальные и Утренний подъём Государственного флага
Российской Федерации
14-й день смены. народные танцы»
Танцевальный час «В ритмах детства»
Тематический
Танцевальная программа «Танцуем вместе!»
день
Ведение блога
24.06.2025
День
«Закрытие Праздничный калейдоскоп «По страницам
нашей книги»
14-й день смены. смены»
«Итоговый сбор участников «Нас ждут новые
Тематический
открытия!»
день
Линейка закрытия смены «Орлята России»
Спуск Государственного
Федерации
флага
Российской