Рабочая программа логопедов 2024-2025

городской округ Первоуральск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
(МАДОУ «ДС № 5»)
623101, Свердловская область, г. Первоуральск, бульвар Юности, д. 26,
тел./факс (3439) 22-12-25, e-mail: os.detstwa@yandex.ru
Принято решением педагогического совета
протокол от «29» августа 2024 г. № 1

Утверждено приказом МАДОУ «ДС № 5»
от «29» августа 2024 г. № 161

Абрамович
Татьяна
Витальевна

Подписан: Абрамович Татьяна Витальевна
DN: C=RU, S=Свердловская область, L=г. Первоуральск,
T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
ДЕТСКИЙ САД № 5""", СНИЛС=11330157291,
ИНН=662509066612, E=os.detstwa@yandex.ru, G=Татьяна
Витальевна, SN=Абрамович, CN=Абрамович Татьяна
Витальевна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.09.23 15:56:32+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (МОДУЛЬ)
ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ АДАПТИРОВАННОЙ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ «ДС № 5»
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

(Срок реализации 4 года)

Согласовано Советом родителей МАДОУ
27 августа 2024 г. протокол № 1

г. Первоуральск
2024

Составители: Учителя-логопеды МАДОУ «ДС № 5», филиала МАДОУ «ДС № 5» «Детский сад № 10», филиала МАДОУ «ДС № 5» - «Детский сад № 36» и иные
заинтересованные лица
Рабочая программа модуля по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Адаптированной основной
общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного
образования МАДОУ «ДС № 5» для детей с тяжелыми нарушениями речи разработана на
основе целей и задач Основной общеобразовательной программы – образовательной
программы дошкольного образования МАДОУ «ДС № 5» и Адаптированной основной
общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного
образования МАДОУ «ДС № 5» для детей с тяжелыми нарушениями речи, с учетом
психофизических особенностей детей дошкольного возраста, в соответствии с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом,
Федеральной
образовательной программы дошкольного образования, Федеральной адаптированной
образовательной программы. Определяет содержание и организацию коррекционноразвивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения
речи.

2

Оглавление
Целевой раздел...............................................................................................................................4
Пояснительная записка .............................................................................................................4
1.2. Цели и задачи ......................................................................................................................5
1.3. Принципы и подходы .........................................................................................................5
1.4. Значимые характеристики .................................................................................................7
Фонетическое недоразвитие речи ............................................................................................7
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ......................................................................8
Общее недоразвитие речи .........................................................................................................8
Задержка психического развития .............................................................................................9
Расстройство аутистического спектра ...................................................................................10
Умственная отсталость ...........................................................................................................10
1.5. Планируемые результаты ................................................................................................10
II Содержательный раздел ..........................................................................................................14
2.1 Основное содержание образовательной деятельности с детьми среднего
дошкольного возраста: ............................................................................................................14
2.2 Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста: ............................................................................................................15
2.3 Основное содержание коррекционной деятельности ....................................................15
2.4 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей
программы логопеда ...............................................................................................................17
III. Организационный раздел ......................................................................................................18
3.1. Описание материально-технического обеспечения ......................................................18
3.2 Перечень дидактических игр и пособий в логопедическом кабинете .........................18
3.3 Перечень методического оснащения логопедического кабинета .................................21
3.4. Развивающая предметно-пространственная среда ........................................................25
Использованная литература: ......................................................................................................26

3

Целевой раздел
Пояснительная записка
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования (далее ФГОС ДО) определяет целевые ориентиры – социальные и
психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного
образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно
формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок
хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь
включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания,
творчества в целевые ориентиры. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного
образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и
коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности,
которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно
проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается
количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и
качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с
проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно
утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска,
потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное
овладение ими учебного материала в школе. Готовность к школьному обучению во
многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми
нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-педагогической помощи,
содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и
индивидуальным особенностям детей.
С целью обеспечения коррекционного сопровождения воспитанников в детском
саду оказывается логопедическая помощь. Содержание работы и организационные
моменты оказания логопедической помощи закреплены Положением об оказании
логопедической помощи, принятом на Совете педагогов и утвержденным руководителем.
С учетом этой приоритетной цели разработана рабочая программа коррекционной
работы по оказанию помощи детям, имеющим речевые нарушения на основании ФАОП
ДО и ФГОС ДО в условиях логопедического пункта.
Основанием для разработки и реализации Программы служит:
- Основная общеобразовательная программа - образовательная программа
дошкольного образования МАДОУ «ДС № 5» (далее ОП)
- Адаптированная основная общеобразовательная программа - образовательная
программа дошкольного образования МАДОУ «ДС № 5» для детей с тяжелыми
нарушениями речи (далее АОП).
Программа определяет основные коррекционно-развивающие технологии и
концептуальные подходы следующих программ:
Теоретической и методологической основой программы являются:
 учение Р.Е. Левиной о четырёх уровнях речевого развития детей и психологопедагогическом подходе в системе специального обучения;
 положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в
психическом развитии ребенка;
 исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее
нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В.Чиркиной.
4

Программа разработана на основе современных достижений логопедической науки
и практики, детской психологии, специальной педагогики (Н.В. Нищева, Н.Н. Поддъяков,
Р.И Лалаева., С.Н. Шаховская, А.Г. Арушанова, О.Г. Ушакова, Т.Б. Филичева),
отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития
детей с нарушениями речи, онтогенезе речи, а также о специфике оказания
коррекционной помощи детям дошкольного возраста.
1.2. Цели и задачи
Цель рабочей программы - обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с
ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает процесс овладения детьми
самостоятельной, связной, лексически богатой, грамматически правильной речью и
коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами
грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает
преемственность со следующей ступенью системы общего образования. Программа
направлена на формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в
семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития ребенка,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Основными задачами являются:

осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики,
выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у
воспитанников;

подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов
логопедической работы в соответствии с программным содержанием;

формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим
и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;

всестороннее развитие всех психических, речевых процессов с учетом
возможностей, потребностей и интересов дошкольников;

формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;

формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере
эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере
профилактики и выявления проблем в речевом развитии;

обучение родителей (законных представителей) эффективным приемам
воспитания, развития и образования ребенка с нарушениями речи и организации
коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.
Программа построена с учетом общности развития нормально развивающихся
детей и детей с ОВЗ, что проявляется в онтогенетическом подходе к построению её
содержания. с учетом закономерности развития детской речи в норме.
1.3. Принципы и подходы
Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных
в ФГОС ДО:
5


поддержка разнообразия детства;

сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в
общем развитии человека;

полноценное проживание ребенком дошкольного детства, обогащение
детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество ДОУ с семьями;

позитивная социализация ребенка, приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства;

формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);

учет этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание Программы направлено на реализацию следующих принципов
воспитания и обучения детей с нарушением речи:
1.
Системности - опора на представление о речи как о сложной
функциональной системе, cтруктурные компоненты которой находятся в тесном
взаимодействии.
2.
Развития – выделение в процессе коррекционной работы тех задач,
трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3.
Комплексности - опора на взаимосвязь всех специалистов ДОУ, полное
взаимодействие и преемственность специалистов и родителей.
4.
Доступности - построение обучения дошкольников на уровне их реальных
учебных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором
коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими
нормами. Языковые средства, используемые на занятиях, отбираются с учетом этапа
коррекционного обучения, индивидуальных возможностей детей, в рамках зоны
ближайшего развития ребенка. Таким образом активизируются интеллектуальное и
личностное развитие дошкольников.
5.
Последовательности - усвоение знаний предполагает такой подбор учебного
материала, когда между составными частями его существует логическая связь,
последующий материал опирается на предыдущий. Концентрированное изучение
материала служит средством установления тесных связей между специалистами. В
результате использования единой темы на занятиях логопеда, воспитателя, музыкального
руководителя, инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой
материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна
строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания,
памяти, мышления.
6.
Коррекции и компенсации, позволяющих определить адресные
логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевых
нарушений.
7.
Деятельностный - определяющий ведущую деятельность, стимулирующий
психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями в речевом развитии.
6

8.
Индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка.
9.
Признания каждого ребенка полноправным участником образовательного
процесса.
10.
Поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов
каждого ребенка.
11.
Конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований,
методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям
детей.
12.
Систематичности и взаимосвязи учебного материала.
13.
Постепенности подачи учебного материала.
1.4. Значимые характеристики
Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с нарушениями
речи.
Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. Речевая недостаточность
у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с
выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития (Левина Р.Е.).
На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми
заключениями:
 фонетическое недоразвитие речи;
 фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
 тяжелое нарушение речи (ОНР I, II, III уровня);
 задержка психического развития;
 расстройство аутистического спектра;
 умственная отсталость.
Фонетическое недоразвитие речи
Признаком фонетического недоразвития (далее ФНР) является незаконченность
процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или
акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем:
 замены звуков более простыми по артикуляции: звонкие-глухими, шипящих и
свистящих – взрывными и т.д.;
 неустойчивое употребление звуков;
 сочетание с искаженным произнесением звуков, т.е. звук может произноситься
искаженно и в тоже время смешиваться с другими звуками или опускаться;
 ошибки при произнесении многосложных слов и слов со стечением согласных;
 смазанность речи, сжатая артикуляция;
 недостаточность слухового восприятия;
 ошибки при формировании грамматического строя речи;
 задержка лексико-грамматического развития;
 ошибки
при
согласовании
прилагательных
и
числительных
с
существительными;
 ошибки в употреблении предлогов и в падежных окончаниях;
 затруднения при анализе звукового состава слова.

7

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) – нарушение
процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем
(Волкова Л.С.) К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. У
детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая «смазанность»
речи, неточная артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Наличие
неврологической симптоматики обуславливает сложные нарушения звукопроизношения.
Нарушения звукопроизношения с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на
формирование фонематических процессов и развитие лексико-грамматических категорий.
Трудности в преодолении речевых расстройств увеличивают сроки коррекционного
обучения. Требуется ранее выявление речевой патологии и создание условий для
коррекционной работы с детьми 5 – 7 лет.
В настоящее время научно доказано, что логопедическую работу с детьми надо
начинать в раннем дошкольном возрасте. Количество детей, имеющих отклонения в
речевом развитии, неуклонно растет. Именно эти дети попадают в основную группу риска
по школьной неуспеваемости при овладении навыками чтения и письма. Главная причина
возникновения дислексии и дисграфии – недостатки в развитии фонематических
процессов. Звуко-буквенный анализ и синтез основывается на правильно
сформированных, дифференцированных представлениях о фонетическом составе слова. В
свою очередь умение анализировать звуковой состав слова, тесно связано с процессом
формирования слухо-речевого взаимодействия, которое выражается в способности к
правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки
произношения часто являются индикатором недостаточной готовности к усвоению
навыков звуко-буквенного анализа.
Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи (далее ОНР) рассматривается как системное нарушение
речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой
сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б.,
Чиркина Г.В.).
Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от
полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексикограмматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены,
активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний,
звукокомплексов, лепетных слов. Пассивный словарь шире активного, однако, понимание
вне ситуации весьма ограничено. Фразовая речь почти полностью отсутствует.
Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность
употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения
разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями
действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий.
Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует
понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа.
Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в
зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой
структуры слова.

8

При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка
возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и
глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых
предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые
нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении
грамматических
конструкций,
отсутствует
согласование
прилагательных
с
существительными, отмечается смешение падежных форм и т.д. Понимание обращенной
речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не
сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями
взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков
цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и
звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны
речи (большое количество несформированных звуков). Произношение звуков и слов
очень нарушено. Дети еще не подготовлены к овладению звуковым анализом и синтезом.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой
фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных
конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться
неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки
словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с
уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности
при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются
множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги,
допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными.
Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть
нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или
смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой
структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но
искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается
недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития
сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Задержка психического развития
Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер. Чаще
всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные.
Преобладающим видом нарушения звукопроизношения является смешение звуков,
имеющих сложную артикуляцию и требующих тонких акустических дифференцировок (сш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л). При этом смешение звуков имеет место в речевом потоке, в то время
как при произношении отдельных слогов или слов этого может не наблюдаться.
Такого рода нарушение звукопроизношения может быть обусловлено общей
вялостью артикуляции, что, как правило, является проявлением неврологической
патологии – снижением тонуса артикуляционных мышц, а также нарушением
фонематического восприятия и ослаблением контроля со стороны ребенка за артикуляцией
звуков, когда основное внимание его сосредоточено на смысловой стороне высказывания.
Осуществление одновременного контроля за несколькими действиями, сложная
межанализаторная деятельность зрительного, слухового и тактильного анализаторов для
детей с ЗПР представляет значительную трудность.
Менее распространенными нарушениями звукопроизношения у детей с ЗПР
являются искажения (преимущественно межзубное произношение свистящих, а также
велярное и увулярное произношение звука [р]), стойкие замены одного звука другим
9

(чаще р → л, л → л’, л → в, ш → с, ж → з). Наблюдается и отсутствие звука (чаще [р]).
Расстройство аутистического спектра
Проявления речевых нарушений при аутизме обусловлены нарушениями общения и
имеют разнообразный характер. К ним относятся:
- мутизм (отсутствие речи) у значительной части детей;
- эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные,
т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;
- большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность
(«попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;
- отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая
речь иногда развита хорошо);
- автономность речи;
- позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное
употребление (о себе – «он» или «ты», а других иногда «я»);
- нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное –
до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
- нарушения грамматического строя речи;
- нарушения звукопроизношения;
- нарушения просодических компонентов речи.
Умственная отсталость
Для детей с интеллектуальными нарушениями характерны:
 замедленный темп речевого развития;
 грубо нарушены как импрессивная, так и экспрессивная стороны речи;
 нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер;
 словарный запас крайне беден;
 речь аграмматична;
 наблюдается низкая речевая активность.
Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями, в целом,
характеризуются стойкостью и устраняются с большим трудом.
1.5. Планируемые результаты
В итоге проведенной логопедической работы дети с ФНР и ФФНР должны
научиться:
 правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
 четко дифференцировать все изученные звуки;
 различать понятия «звук», «буква», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой
звук», «звонкий звук», «гласный звук», «согласный звук», «слово», «слог»,
«предложение» на практическом уровне;
 называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
 производить элементарный звуковой анализ и синтез;
 читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
 отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и
пересказывать их;
 выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового
состава, предложения с применением всех усвоенных правил.
10

В итоге проведенной логопедической работы дети с ОНР I - II уровня должны
научиться:
 соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным
назначением;
 узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
 сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым
признакам;
 понимать простые грамматические категории: единственного и множественного
числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов,
именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых
предлогов;
 фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к],
[х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
 воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную
структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
 правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания
слов, используемых в рамках предложных конструкций;
 общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые
нераспространенные предложения.
В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание
обращенной речи, развивается речевая активность.
В итоге логопедической работы дети с ОНР III уровня должны научиться:
 понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
 фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
 правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в
самостоятельной речи;
 пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и
сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
 владеть элементарными навыками пересказа;
 владеть навыками диалогической речи;
 владеть
навыками
словообразования:
продуцировать
названия
существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов,
уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
 грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с
нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко;
простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
 использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических
категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
 владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв,
слогов, слов и коротких предложений в пределах программы».
К концу учебного года дети старшего дошкольного возраста должны уметь:
 определить наличие звука в слове;
 давать характеристику звука (согласный или гласный);
 определить место звука в слове;
 выделить гласный звук в слове;
 определить количество гласных в слове;
 определить количество слов в простом распространенном предложении без
предлога;
11




выделить главное в сюжетной картинке;
рассказывать о содержании сюжетной картинки с помощью взрослого;
 активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние
(сердитый, печальный), понимать и использовать общеупотребительные слова –
антонимы;
 подбирать действия к предмету, изображенному на картинке;
 образовывать формы единственного и множественного числа существительных
в И.п.;
 согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе;
 образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
 проявлять интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи
окружающих.
К концу учебного года дети подготовительной к школе группы должны уметь:
 правильно произносить все звуки речи;
 определять наличие звука в слове;
 характеризовать звук с определением твердости-мягкости, звонкости-глухости;
 определять место звука, количество и порядок звуков в словах из трех-четырех
слогов;
 выполнять инструкции по преобразованию и конструированию слов из звуков,
слогов;
 логично, последовательно, точно и выразительно пересказывать короткие
литературные произведения;
 самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным
картинкам и сериям сюжетных картин;
 организовывать рабочее место, ориентироваться на странице тетради.
В результате успешной коррекционно-логопедической работы дети должны:
1. Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях и формах
речи.
2.
3.

Четко дифференцировать все изученные звуки.
Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в

слове.
4. Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в речи.
5. Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными
предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
6. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам
и пересказывать их.
7. Производить элементарный звуковой анализ и синтез.
8. Овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе,
чтении стихов.
В итоге проведенной логопедической работы дети с задержкой психического
развития должны:
 стремится к речевому общению;
 участвовать в диалоге;
 обладать значительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительными возможностями;
 осваивать основные лексико-грамматические средства языка;
 употреблять все части речи;
12

 усваивать значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях
окружающего мира;
 знать обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями;
 проявлять словотворчество;
 уметь строить простые распространенные предложения разных моделей, строить
монологические высказывания, которые приобретают большую цельность и связность:
составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, на основе
примеров из личного опыта;
 уметь анализировать и моделировать звуко-слоговой состав слова и состав
предложения;
 владеть языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой;
 ознакомиться с произведениями детской литературы, проявлять к ним интерес,
знать и уметь пересказывать сказки, рассказывать стихи.
В итоге проведенной логопедической работы дети с расстройством аутистического
спектра должны научиться:
 владеть речью (альтернативные формы общения необходимы в очень редких
случаях);
 инициировать общение (в связи с собственными нуждами);
 поддерживать диалог (часто - формально);
 владеть конвенциональными формами общения с обращением;
 взаимодействовать с педагогическим работником и другими детьми в обучающей
ситуации (ограниченно);
 выделять себя как субъекта (частично);
 контролировать поведение;
 просить поддержки в незнакомой и (или) неожиданной ситуации;
 владеть поведением в учебной ситуации;
 владеть социально-имитативной и ролевой игрой (в основном, формально);
 владеть техникой чтения, понимать простые тексты;
 владеть основами безотрывного письма букв;
 складывать и вычитать в пределах 5-10;
 сформировать представления о своей семье, Отечестве;
 ознакомиться с основными явлениями окружающего мира;
 выполнять физические упражнения по показу, инструкции и расписанию
(индивидуально и в группе) с использованием простейших гимнастических снарядов;
 выполнять упражнения с использованием тренажёров, батута под контролем
педагогических работников;
 иметь представления о здоровом образе жизни и связанными с ним правилами;
 участвовать в некоторых групповых подвижных играх с правилами;
 владеть основными навыками самообслуживания (одеваться или раздеваться,
самостоятельно есть, владеть навыком опрятности), убирать за собой (игрушки, посуду);
 уметь следовать расписанию (в адекватной форме) в учебной деятельности и в
быту.
В итоге логопедической работы дети с умственной отсталостью должны научиться:
 здороваться при встрече со знакомыми педагогическим работником и другими
детьми, прощаться при расставании, пользуясь при этом невербальными и вербальными
средствами общения;
 благодарить за услугу, за подарок, угощение;
13

 адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации;
 проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям;
 проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий;
 адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к
себе со стороны окружающих;
 проявлять интерес к познавательным задачам (производить анализ проблемнопрактической задачи; выполнять анализ наглядно-образных задач, называть основные
цвета и формы);
 соотносить знакомый текст с соответствующей иллюстрацией;
 выполнять задания на классификацию знакомых картинок;
 быть партнером в игре и в совместной деятельности со знакомыми детьми,
обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической
деятельности;
 знать и выполнять некоторые упражнения из комплекса утренней зарядки или
разминки в течение дня;
 самостоятельно участвовать в знакомых подвижных и музыкальных играх;
 самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам лестницы;
 положительно реагировать на просьбу педагогического работника убрать
игрушки, покормить животных, полить растения в живом уголке, убрать мусор,
сервировать стол, помыть посуду, протереть пыль;
 проявлять самостоятельность в быту; владеть основными культурногигиеническими навыками;
 положительно относиться к труду педагогических работников и к результатам его
труда.

II Содержательный раздел
В содержательном разделе представлена программа коррекционно-развивающей
работы с детьми, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений
развития обучающихся с ТНР, зачисленных на логопедические занятия.
Способы
реализации
образовательной
деятельности
определяются
климатическими, социально-экономическими условиями субъекта Российской Федерации,
местом расположения МАДОУ, педагогическим коллективом МАДОУ. При организации
образовательной деятельности по направлениям, необходимо следовать общим и
специфическим принципам и подходам к формированию Программы, в частности
принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного
образования обучающихся с ТНР и другим. Определяя содержание образовательной
деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание
неравномерность психофизического развития, особенности речевого развития
обучающихся с ТНР, значительные индивидуальные различия между детьми, а также
особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи обучающихся.
Осуществляется реализация Программы для обучающихся, обеспечивающей
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся с учётом
особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
2.1 Основное содержание образовательной деятельности с детьми среднего
дошкольного возраста:
Содержание образовательной области "Речевое развитие" в среднем дошкольном
возрасте направлено на формирование у обучающихся с ТНР потребности в речевом
14

общении и коммуникативных умений. Основной акцент делается на формирование
связной речи.
В этот период основное значение придаётся стимулированию речевой активности
обучающихся с ТНР, формированию мотивационно-потребностного компонента речевой
деятельности, развитию когнитивных предпосылок речевой деятельности. Обучающиеся
учатся вербализовывать своё отношение к окружающему миру, предметам и явлениям,
делать элементарные словесные обобщения.
Учитель - логопед продолжает обучение обучающихся с ТНР ситуативной речи.
При этом важную роль играет пример речевого поведения взрослых. Учитель - логопед
стимулирует желание обучающихся свободно общаться, используя вербальные и
невербальные средства общения, поощряют даже минимальную речевую активность
обучающихся в различных ситуациях, направляют внимание на формирование у каждого
ребенка с ТНР устойчивого эмоционального контакта с взрослыми и с другими детьми.
2.2 Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста:
Ведущим направлением работы в рамках образовательной области "Речевое
развитие" является формирование связной речи обучающихся с ТНР.
В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности
обучающихся. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой
деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память,
мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных
представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и
явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и
обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи
обучающихся. Для развития фразовой речи обучающихся проводятся занятия с
использованием приемов комментированного рисования, обучения рассказыванию по
литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования
планирующей функции речи обучающихся обучают намечать основные этапы
предстоящего выполнения задания. Совместно со педагогическим работником, а затем
самостоятельно детям предлагается составлять простейший словесный отчет о
содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.
Для формирования у обучающихся мотивации к школьному обучению, в работу по
развитию речи обучающихся с ТНР включаются занятия по подготовке их к обучению
грамоте. Эту работу воспитатель и учитель-логопед проводят, исходя из особенностей и
возможностей развития обучающихся старшего дошкольного возраста с речевыми
нарушениями. Содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием
логопедической работы, а также работы, которую проводят с детьми другие специалисты.
2.3 Основное содержание коррекционной деятельности
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой
организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением
нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов
коррекционного процесса.
Форма организации обучения в МАДОУ – подгрупповая и индивидуальная. В
соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками является
игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что
занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных
форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.
15

Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами,
поставленными Рабочей программой. Учебный год условно делится на 3 периода:
1 период – сентябрь – ноябрь;
2 период – декабрь – февраль,
3 период – март – май.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 30 сентября. Логопедические
подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 30 сентября по расписанию,
составленному учителем - логопедом. По договоренности с администрацией МАДОУ и
воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий, кроме музыкального и
двигательной активности. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции
речевой деятельности при оказании логопедической помощи является дополнительной,
поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально
отведенного для занятий с логопедом. Расписание составляется таким образом, чтобы не
мешать усвоению общеобразовательной программы. В соответствии с СанПин
продолжительность подгрупповых занятий с детьми 5-го года жизни составляет 15-20
минут, 6-го года жизни - 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни - 25-30 минут. Для
подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные
по характеру и степени выраженности речевые нарушения. С детьми с ОНР по развитию
ЛГСР и связной речи 1 - 2 раза в неделю проводятся подгрупповые занятия. Количество
детей в подгруппе от 2 до 5 человек.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью
выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими
особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 - 15 минут 2-3 раза
в неделю.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении
комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических
нарушений звуковой стороны речи, характерных для дизартрии и др. На индивидуальных
занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком,
активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект,
сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть
правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в
облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах
несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с
конкретным воспитанником ДОУ, зачисленным на логопедические занятия, включает в
себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена
индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми
с ОНР составляет 2 года. Согласно положению об оказании логопедической помощи в
МАДОУ, в течение года на одну ставку учителя-логопеда приходится 10 детей, имеющих
заключение ПМПК. Если группа детей, зачисленных на логопедические занятия
смешанная (дети, имеющие заключение ПМПК и дети, имеющие заключение ППК), то
количество детей не может превышать 20. Выпуск детей проводится в течение всего
учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической
работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
16

2.4 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей
программы логопеда
Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда были составлены
следующие документы, регламентирующие оказание логопедической помощи в МАДОУ
на 2024-2025 учебный год:
- Годовой план работы учителя-логопеда на 2024-2025 учебный год, в который входят
планы работы с педагогами, с родителями, с детьми;
- Календарно-тематический план по формированию лексико-грамматических средств
языка и развитию связной речи у детей с ТНР, ЗПР, УО, РАС.
- План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению на 2024-2025
учебный год.
2.5 Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй уделяется всё большее внимание, так
как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В
ДОУ к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые
участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях,
проектах, спортивных праздниках, театральных представлениях, экскурсиях и др.
Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы,
семинары, мастер-классы, организуются диспуты и выставки логопедической литературы.
На 2024 - 2025 учебный год составлен план взаимодействия с семьями воспитанников,
зачисленными на логопедические занятия в МАДОУ, в котором отражены все формы и
методы взаимодействия.
Учитель - логопед привлекает родителей к коррекционно - развивающей работе
через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в
устной форме на вечерних приёмах и еженедельно в письменном виде в специальных
тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми
необходимы для того, чтобы как можно быстрее ликвидировать отставание детей в
речевом и в общем развитии. Методические рекомендации в тетрадях для домашних работ
подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую
деятельность, во что и как следует играть с ребёнком дома. Они предоставят дошкольнику
возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти
ответы на многие вопросы с помощью взрослых. Так, родители смогут предложить
ребёнку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику,
прочитают сказку и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и
отгадывать загадки. Работа с детьми 5-7 летнего возраста строится на систематизации
полученных ранее знаний, что создаст предпосылки успешной подготовки детей к
обучению в школе.
Кроме методических рекомендаций в специальных тетрадях, учитель-логопед
постоянно обновляет стенд «Советы логопеда» в коридоре МАДОУ, где собраны
различные материалы, которые помогают родителям организовать развивающее общение
с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр,
художественные произведения для чтения и заучивания.
Для консультирования и информирования родителей по текущим вопросам
учитель-логопед ведет специальную группу и индивидуальные консультации в
мессенджерах.
Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников
коррекционная логопедическая работа будет не полной и не достаточно эффективной.
Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителялогопеда в МАДОУ.
17

III. Организационный раздел
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой
организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением
нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов
коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

№

3.1. Описание материально-технического обеспечения
Оборудование
Количество

Стол детский
1
Стул детский
8
Стол письменный
1
Стул мягкий
1
Шкаф для пособий
2
Мольберт
1
Зеркало настенное
1
Ноутбук
1
Принтер ч/б
1
Ковер
1
Настенное пособие «Фиолетовый лес»
1
Магнитная доска (маленькая)
1
Зеркала индивидуальные
2
Акустическая система
1
Раковина
2
Термометр комнатный
1
Карниз
1
Компьютерное кресло
1
Настенная лампа
1
Шкаф для одежды
1
Полотенце
3
Интерактивный стол для логопеда с программным обеспечением
1
«Логомер 2»
Логопедический кабинет оснащен необходимым оборудованием, методическими
материалами и средствами обучения.
В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

3.2 Перечень дидактических игр и пособий в логопедическом кабинете
Разделы
Дидактические игры и пособия
Комплексы артикуляционных гимнастик
Предметные картинки на автоматизацию звуков
Логопедический фольклор: стихи, загадки, пословицы,
поговорки, чистоговорки, потешки (на звуки с, з, ц, ш, ж, ч,
щ, л, л`, р, р`)
Формирование
Рабочие тетради по развитию речи на звуки:
звукопроизношения
- Е.А. Азова, О.О. Чернова (учим звуки с, с`, з, з`, ц, ш, ж, щ,
ч, л, л`, р, р`)
- И.В. Баскакина, М.И. Лынская (на звуки с, з, ц, ш. ж, ч, л,
р)
- Ю.Б. Жихарева-Норкина (на звуки с, с`, з, з`, ц, ш, ж, щ, ч,
л, л`, р, р`)
18

Формирование
фонематического
восприятия и навыков
звукового анализа

Обучение грамоте

- Ю.В. Гурин Непослушная коза (C и З), Ленивый продавец
(Л и Р), Лесные страшилки (С, Ш, Ч), Шалунишка Жорж
(Ж, Ш), Счастливая курица (С, З, Ц).
- Н.В. Гальская ( на звуки п, п`, б, б`, ф, ф`, в, в`, т, т`, д, д`,
к, к`, г, г`, х, х`, й, с, с`, з, з`, ц, ш, ж, щ, ч, л, л`, р, р`)
- Л.Н. Зуева (на звуки с, з, ц, ш, ж, щ, ч, л, р, п, б, т, д, к, г, х,
в, ф)
- Л.А. Комарова (на звуки с, з. ц, ш, ж, щ, ч, л, р)
- Н.В. Новоторцева (п-б, к, л, ш-ж, с, з, ц, ч, щ, р)
- В.В. Коноваленко (на звуки с, з. ц, ш, ж, щ, ч, л, р)
- А.В. Костюк (на звуки ш, л)
- Т.А. Куликовская (на звуки с, ш)
- Н.В. Нищева (на звуки с, с’, з, з’, ц, ш, ж, щ, ч, т’, л, л’, р,
р’)
Игры – ходилки на автоматизацию и дифференциацию
звуков (с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, л`, р, р`)
Дидактические
игры:
логопедический
круг
для
автоматизации звука [Р] в начале, середине, конце слова,
«Что украл грабитель?», «Рыбак и рыбка», «С какого
корабля спасательный круг», «Капитан Роман, Капитан
Слава», «Тракторист Тимур», «Строитель строит дом из
кирпича», «Танкисту Саше сшили шлем», «Найди лишнее»,
«Кино от Смешариков», «Леопольд рыбак ловит рыбу», «В
кого летит снежок», «Что взял Лунтик в путешествие по
Луне», «Самый меткий», «Запоминай-ка», «Воздушный
бой», «Бубны», «Мила мылом мыла», «У водителя Миши в
машине», «Что проглотила акула?», «Собери ромашку»,
«Прогулка по городу», «Где гуляет черепашка?»
«Запоминай-ка», «Прятки», «Самый меткий», «ДубльЛОГ»,
«Космобой», «ЛОГИКО малыш», «Готовим бутерброд»,
«Волшебные картинки».
И.Л. Лебедева Картотека игр для автоматизации звуков
И.Л. Лебедева Большая логопедическая игротека на звуки
[Л], [Р]
Т.А. Ткаченко Логопедическое лото
Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками
(шипящие звуки)
Набор звучащих предметов (колокольчик, погремушка,
свисток, металлофон)
Набор карточек для звуко – слогового анализа слова
Дидактические игры: «Найди лишнее», «В кого летит
снежок», Аквариум», «Читаем сами», «Где гуляет
черепашка?».
Картотека заданий для определения места звука в слове
З.Е. Агранович Картинки – символы звуков
Дидактическая игра «Зажги свет»
Н.В. Нищева Тексты и картинки для автоматизации и
дифференциации звуков (с, с’, з, з’, ц, ш, ж, щ, ч, т’, л, л’, р,
р’)
Магнитная доска
Азбука
С.В. Гаврина «Обучаемся грамоте»
19

Формирование лексико –
грамматического строя
речи

Связная речь

Е.В. Колесникова «От А до Я»
Е.В. Колесникова «От слова к звуку»
И.С. Лопухина «Логопедия»
В.В. Волина «Занимательное азбуковедение»
М.В. Веретенчева «Уроки логопеда. От звука к букве»
М.В. Веретенчева, С.М. Енина «Уроки логопеда. От буквы к
предложению»
Конструктор букв В.В. Воскобовича
Развивающий набор «Читаем по слогам»
Настольная игра – ходилка «Учим буквы»
Н.С. Жукова Настольная игра – ходилка «Азбука»
Дидактические игры: «Собери слово», «Читаем сами»,
«Читай-ка на шариках», «Дорожный алфавит».
Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты»,
«Деревья», «Цветы», «Грибы», «Ягоды», «Одежда»,
«Обувь», «Мебель», «Головные уборы», «Посуда»,
«Продукты питания», «Домашние животные», «Домашние
птицы», «Дикие животные», «Птицы», «Бытовая техника»,
«Рыбы морские и пресноводные», «Мамы и детёныши»,
«Зимние виды спорта», «Игрушки», «Насекомые»,
«Транспорт»,
«Строительство»,
«Инструменты»,
«Профессии», «Времена года».
Дидактические игры: «Приготовим сок», «Посчитай»,
«Готовим обед», «Чей хвост», «Цветы», «Одень куклу»,
«Он, она, оно, они», «Первые открытия», «Запоминай-ка»,
«Что подарили маме, а что дочке? Что подарили папе, а что
сыночку?», игра – лото «Предлоги: С, ИЗ, У, ЗА, НАД»,
«Кто что ест?», игра – лото «Овощи, фрукты, ягоды»,
«Умный ёжик», «Пираты», «Прятки», «Привет из
джунглей», «Волшебный поясок», домино «Инструменты»,
«Собери ромашку», «Мой, моя, моё, мои», «Найди зверят»,
«Лесной мегаполис», «Что из чего сделано», «Наш футбол»,
«Матрёшки».
И.Л. Лебедева Картотека заданий по лексическим темам
Конструктор «Тико» (грамматика)
Н.Э. Теремкова Рабочие тетради по лексическим темам
(Фрукты, Овощи, Сад-Огород, Деревья, Ягоды, Грибы,
Осень, Человек, Игрушки, Посуда, Продукты питания,
Одежда, Обувь, Головные уборы, Зима, Зимующие птицы,
Дикие животные, Домашние животные, Домашние птицы,
Весна, Мебель, Транспорт).
Схемы для составления рассказов
Сюжетные картинки
Серии сюжетных картинок
Наборы
предметных
картинок
для
составления
сравнительных и описательных рассказов
Наборы текстов для пересказа
Развивающие пластиковые карточки «Собери сказку:
Колобок, Теремок, Репка»
Развивающие пластиковые карточки «Времена года»
Развивающая игра «В мире слов. Первый рассказ»
Дидактические игры «Логические цепочки», «Зимний
20

дуль», «Весенний дубль», «Летний дубль», «Звери»,
«Волшебный поясок», «Придумай продолжение истории»,
«Времена года», «Прогулка по городу».
Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками
(шипящие звуки).
Т.А. Ткаченко Опорные схемы для описательных рассказов.
Дидактические
игры:
«Четвёртый
лишний»,
«Противоположности», «Умный ёжик», «Запоминай-ка»,
«Звуковой игровизор», «Логические цепочки», «Цвет,
Развитие внимания, памяти, форма, размер», «Что для чего?», «Аналогии», кубики
словесно – логического
«Сложи узор», «Умное облако», доска Сегена, вкладыши
мышления, зрительного
«Кошки», игры с пуговицами, Гонзики, «Загадочные
восприятия
животные», «Найди пару».
Методические пособия: «Фиолетовый лес», «Двухцветный
квадрат», «Прозрачный квадрат».
Пирамидки, счётные палочки.
Картотеки пальчиковых гимнастик
Картотека игр с пуговицами, ученической ручкой, с
катушкой из-под ниток
Шарики «Су – Джок»
Массажер для рук
Коврик для массажа рук
Трафареты, карандаши
Мелкая моторика
Конструктор «ТИКО»
Речевое дыхание
Квадраты Б.П. Никитина
«Весёлые шнурочки», «Волшебные верёвочки», «Игры со
счётными палочками, «Весёлые прищепки»
«Воздушный футбол», «Дудочка – паровоз», свисток,
«Цветок – вертушка»
Дидактические
игры:
«На
ногах»,
Космическое
притяжение».
3.3 Перечень методического оснащения логопедического кабинета
Диагностическое направление:
1. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексикограмматического строя и связной речи: Наглядно-методическое пособие. - СПб. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. - 52 с, ил.
2. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения:
Наглядно-методическое пособие. - СПб. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 – 72 с.
3. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико –
фонематической системы речи: Наглядно-методическое пособие. - СПб. - М.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 – 56 с.
Программное обеспечение:
4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по
преодолению общего недоразвития речи у детей/ Коррекция нарушений речи.
Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида
– М.: Просвещение, 2008

21

5. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет.
- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2021
Учебно – методические пособия:
6. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для
преодоления недоразвития
фонематической стороны речи у старших
дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 160 с. + цв. вкл. 48 с
7. Агранович З.Е. Коррекция нарушений звуко – слоговой структуры слов у детей. –
СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. – 24 С. + 42 цв. ил.65
8. Алифанова Е.А., Егорова Н.Б. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие
для логопедов и воспитателей лого групп. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с. (В
помощь логопеду)
9. Антропова Т.А., Мареева Г.А. Страна чудесных слов: Методическое пособие. – М.:
ТЦ Сфера, 2017. – 64 с. (Библиотека логопеда) (9)
10. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Конспекты
фронтальнх занятий логопеда / – М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 208 с.
11. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты
фронтальнх занятий логопеда / – М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. – 172 с.
12. Батяева С. В., Севостьянова Е. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких.
– М. : РОСМЭН, 2019. – 88 с.
13. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 64 с.
14. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 160 с. (Кабинет логопеда.)
15. Вакуленко Л.С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи:
Методическое пособие / Детство-Пресс, 2011 г. – 160 с.
16. Ванюхина Г. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. Книга
первая/Художник Кирпиков А. – Екатеринбург: Страсо, 1993. – 136 с., илл.
17. Веретенчева М.В. Уроки логопеда. От звука к букве. Рабочая тетрадь по обучению
грамоте для детей старшего дошкольного возраста с правильным (исправленным)
звукопроизношением /М.В. Веретенчева. – Челябинск, 2019. – 40 с.
18. Веретенчева М.В., Енина С.М. Уроки логопеда. От буквы к предложению. Рабочая
тетрадь по обучению грамоте /М.В. Веретенчева. – Челябинск, 2019. – 40 с.
19. Волкова Г.А Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. для
логопеда. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
20. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М. : РОСМЭН, 2019. – 96 с.
21. Воробьёва Т.А., Воробьёва П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в
комплексной методике коррекции и звукопроизношения. – СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2014. – 112 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
22. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5–7 лет. Часть 1. – 2-е изд., перераб. – М.:
ТЦ Сфера, 2016. – 64 с. – (Библиотека Логопеда). (6)
23. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. Игры Воскобовича в работе учителя – логопеда:
Метод. пособие / – СПб.: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2019. – 236 с., илл.
24. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у
дошкольников в игре: Кн. для логопеда.– М.: Просвещение, 1984. – 22175 с., ил.
25. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.
Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
26. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная
физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом.
Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.:
«Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 32 с. (В помощь логопеду.)
22

27. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций, - СПб.:
«Детство-Пресс», 2000. – (РГПУ им. А.И. Герцена).
28. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 96 с., 8 л. ил.: ил.
29. Ермакова Т.П., Головешкина Ю.Л., Салугина Я.Л. Развитие речи и движений у
детей 4-7 лет: игры и упражнения – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 64 с. (Библиотека логопеда).
(9)
30. Жукова Н.С Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для
логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – 2-е изд., перераб. – М.:
Просвещение, 1990.– 239 с.: ил.
31. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие / – М. : Эксмо, 2010. – 96 с. : ил.
32. Ихсанова С. В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения. Пособие для
родителей и педагогов / – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 45, [1] с. : ил. –
(Школа развития).
33. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет/Художник Афоничева
Е.А. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с: ил. – (Серия
«Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем»).
34. Колесникова Е.В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения. Дети 3–7
лет/Художники Афоничева Е.А., Куров В.Н. – Ярославль: Академия развития, 2000. –
160 с.: ил.
35. Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у дошкольников. Опорные
конспекты 18 занятий. Комплект листов для выполнения заданий. – М.: Издат-во
«АКАЛИС»; 1996. – 80 с.
36. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического
слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для
логопедов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 16 с., цветная вставка.
(Практическая логопедия.)
37. Коноваленко В.В., Коноваленко С.С. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I
период. Пособие для логопедов. - 2-е изд. – М.: «ГНОМ - Пресс», 1999. - 48 с. (В
помощь логопеду).
38. Коноваленко В.В., Коноваленко С.С. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. II
период. Пособие для логопедов. - 2-е изд. – М.: «ГНОМ - Пресс», 1999. - 48 с. (В
помощь логопеду).
39. Коноваленко В.В., Коноваленко С.С. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. III
период. Пособие для логопедов. - 2-е изд. – М.: «ГНОМ - Пресс», 1999. - 48 с. (В
помощь логопеду).
40. Коноваленко С.В. Детский церебральный паралич: Конструктивная деятельность
детей. – М.: Издательство «Книголюб», 2007. – 88 с. (Специальная психология)
41. Крылова О.Н. Я учусь говорить правильно: 3-4 года – М. : Издательство
«Экзамен», 2013. – 32 с. (Серия «дошкольное образование»)
42. Крылова О.Н. Я учусь говорить правильно: 4-5 лет – М. : Издательство «Экзамен»,
2013. – 32 с. (Серия «дошкольное образование»)
43. Крылова О.Н. Я учусь говорить правильно: 5-6 лет – М. : Издательство «Экзамен»,
2013. – 32 с. (Серия «дошкольное образование»)
44. Крылова О.Н. Я учусь говорить правильно: 6 лет – М. : Издательство «Экзамен»,
2013. – 32 с. (Серия «дошкольное образование»)
45. Крылова О.Н. Я учусь читать: 4-5 лет – М. : Издательство «Экзамен», 2013. – 32 с.
(Серия «Дошкольное образование»)
23

46. Крылова О.Н. Я учусь читать: 6 лет – М. : Издательство «Экзамен», 2013. – 32 с.
(Серия «дошкольное образование»)
47. Крылова О.Н., Конопля С.В. Я учусь писать: 4-5 лет – М. : Издательство
48. Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. По ступенькам к звуку. Формирование
звукопроизношения у ребенка с ОВЗ. М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. (Библиотека
логопеда). (9)
49. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991. – 143
с.
50. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Ульянова Р.К.,
Морозова Т.И. Дети с нарушениями общения: Ранний дет. аутизм/К.С. Лебединская,
О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др. – М.: Просвещение, 1989. – 95 с.
51. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Пособие для логопедов и родителей. — М.: Аквариум, 1995. — 384 с.: ил.
52. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и
коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – с.: ил. –
53. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных
образовательных организаций, – СП. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2014. – 96 с. (Кабинет логопеда.)
54. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты
занятий. Для работы с детьми 5–6 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 88 с.
55. Оглоблина И.Ю., Танцюра С.Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения
для детей раннего и дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2015. — 64 с. —
(Библиотека Логопеда). — ISBN 978-5-9949-1326-0. М.: ТЦ Сфера, 2015. — 64 с.
— (Библиотека Логопеда).
56. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003. - 216 с.
57. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. –
М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
58. Резниченко Т.С., Ларина О.Д. Дифференциация согласных звуков: Логопедический
альбом. – М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. — 80 с. — (Говорим правильно).
59. Репина З.А., Буйко В.И., Уроки логопедии.– Екатеринбург: «ЛИТУР», 1998. - 208 с.
60. Ретюнский К.Ю., Трифонов Б.А., Ворошилин С.И. Системные расстройства
межличностной коммуникации: заикания и тики. Механизмы, феноменология и
коррекция. – Екатеринбург, Уральский гуманитарный институт, 2004. – 195 с.
61. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкой моторику / Т.А. Ткаченко; [ил. Е. Нитылкиной]. –
М.: Эксмо, 2008. – 80 с.: ил.
62. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. –
К.: ГИППВ, 1997 . 272 с.
63. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Уроки чтения: 1-й класс.: Учеб. пособие /О.В.
Узорова, Е.В. Нефедова. – М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство
АСТ», 2003. – 271, [1] с.
64. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В
2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.: ил.
65. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников:
Кн. для воспитателей детского сада и родителей / 3-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
– 208 с. (Развиваем речь)
66. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 3–4 лет. Программа,
методические рекомендации, конспекты, игры и упражнения – М.: Вентана-Граф,
2014. – 224 с. – (Тропинки).
67. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум
по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк.
воспитание». –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.: ил
24

68. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов
высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под
ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
— 560 с: ил.
69.Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. 111 с.
70.Чистякова М.И. Психогимнастика / Поод ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.:
Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.: ил.
Технологии:
71.Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого
развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры»/ ООО «РИВ», 2007. – 110 с.
Каталог средств обучения указывается в паспорте логопедического кабинета.
Подбор средств обучения осуществляется логопедом самостоятельно с учетом СанПинов,
возрастных возможностей дошкольников, структуры речевого нарушения.
3.4. Развивающая предметно-пространственная среда
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой
должны обеспечивать:
 игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей,
экспериментирование с доступными детям материалами;
 двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической,
артикуляционной моторики, участие в подвижных играх;
 эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
 возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в
кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта,
преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои
способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности,
стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности,
помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему
гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует
организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в
умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под
наблюдением взрослого и под его не директивным руководством. Обстановка, созданная в
кабинете учителя-логопеда, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка,
способствует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность - одна из
важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и
легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений
способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию. В оформлении
логопедического кабинета использованы мягкие пастельные цвета, именно эти цвета
способствуют успешному речевому развитию. Продумано дополнительное освещение над
рабочим столом. Центры и оснащенность описаны в паспорте кабинета.

25

В логопедическом кабинете условно можно выделить несколько основных зон:
зона для индивидуальной работы/учебная зона для проведения подгрупповых занятий и
рабочая зона логопеда.
Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является
наличие основной документации:
1. Журнал (табель) учета посещаемости логопедических занятий детьми.
2. Журнал динамического наблюдения речевого развития детей МАДОУ.
3. Список детей, зачисленных на логопедические занятия.
4. Речевая карта на каждого ребенка с индивидуальным перспективным планом
коррекционной работы.
5. Рабочая программа модуля по реализации коррекционно – развивающей работы с
детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи адаптированной
основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «ДС № 5»,
включающие календарно – тематические планы подгрупповых занятий, тематическое
планирование консультативной деятельности с родителями и педагогами.
6. Журнал учета индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы.
7. Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная руководителем дошкольного
образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.
8. Тетради индивидуальной работы с детьми.
9. Паспорт логопедического кабинета.
10. Положение об оказании логопедической помощи.
11. Должностная инструкция учителя – логопеда.
12. Журнал учета работы с родителями.
13. Аналитическая справка по результатам деятельности за год.

Используемая литература:
 Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в
дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО /Под ред. Г.Н. Лавровой,
Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с.80
 Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
 Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических
рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
 Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у
дошкольников. – М., 1990.
 Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ
Сфера, 2008.
 Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация
работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
 Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /
Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
 ПРОГРАММЫ. Коррекция нарушений речи, под ред. Филичевой Т.Б., 2008.
 Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет; Издание третье, переработанное и
дополненное в соответствии с ФГОС ДО; автор Нищева Н.В., 2014г.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».