Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» Абрамович Татьяна Витальевна Подписан: Абрамович Татьяна Витальевна DN: C=RU, S=Свердловская область, L=г. Первоуральск, T=Директор, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "" ДЕТСКИЙ САД № 5""", СНИЛС=11330157291, ИНН=662509066612, E=os.detstwa@yandex.ru, G=Татьяна Витальевна, SN=Абрамович, CN=Абрамович Татьяна Витальевна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2022.10.26 16:02:51+05'00' Foxit Reader Версия: 10.1.3 ПРИКАЗ 31.08.2022 №161/50 Об утверждении Положения о планировании воспитательно - образовательного процесса в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5» В соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования далее (ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки России от 17.10 2013г. № 1155 «Об утверждении федеральных государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПпН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности й (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Уставом МАДОУ, Основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «ДС № 5» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Положение о планировании воспитательно - образовательного процесса в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5» (Приложение 1) 2. Юсуповой М.Н., заместителю директора, разместить данное Положение на официальном сайте МАДОУ «ДС № 5». 3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой Директор Т.В. Абрамович С приказом ознакомлены: № п.п. У ФИО Подпись АТ? I/ - Дата ознакомления городской округ Первоуральск Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» (МАДОУ «ДС № 5») 623101, Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Бульвар Юности, 26, тел./факс (3439) 22-12-25, e-mail: os.detstwa@yandex.ru Принято Решением педагогического совета Протокол № 1 от 31 августа 2022 г. Утверждено приказом директора МАДОУ «ДС № 5» от 31 августа 2022 года № 161/50. Положение о планировании воспитательно - образовательного процесса в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 5» Общие положения 1. Настоящее Положение разработано для Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» (далее МАДОУ) в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования далее (ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки России от 17.10 2013г. № 1155 «Об утверждении федеральных государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Уставом МАДОУ, Основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «ДС № 5» (далее ООП). 2. ООП не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализации программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников, их родителей, педагогов. 3. Планирование опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и направлено, в первую очередь, на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на формирование развивающей предметнопространственной среды. Цели и задачи планирования. 4. Планирование в организации осуществляется с целью создания условий для благоприятной ситуации развития ребенка. 5. Задачи планирования: - обеспечение выполнения ООП в каждой возрастной группе; - организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса; - достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей; - обеспечение целостность образовательного процесса; - осуществление системности и последовательности в образовательной деятельности. 1 Принципы планирования. 6. При планировании необходимо соблюдать следующие принципы: - Соответствие принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка. - Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. - Сочетание принципа научной обоснованности и практической применяемости. - Обеспечение единства обучающих, развивающих и воспитательных задач. - Учет принципа интеграции образовательных областей (социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) - Учет индивидуальных особенностей, возможностей, интересов детей, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью. - Принцип системности, регулярность, последовательность воспитательных воздействий. - Учет конкретных педагогических условий: возрастной состав группы, развивающей среды, местных, региональных, климатических, времени года, погодных условий и т.д. - Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов. - Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (НОД; игр, совместной работы детей и воспитателя, а также свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками). - Взаимосвязь процессов воспитания и развития (обучающие задачи планируются не только во время НОД, но и в других видах деятельности). - Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи - познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.) - Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, музыка). Организация работы. 7. В МАДОУ определено 3 уровня планирования (долгосрочное стратегическое, годовое и календарное планирование, которые отличаться между собой): 8. Первый уровень: стратегический уровень планирования, представлен: - Программой развития МАДОУ, разрабатываемой работниками МАДОУ и другими заинтересованными лицами с учетом результатов ВСОКО, педагогической диагностики и с учетом интересов и потребностей воспитанников и заинтересованных сторон; - ООП и рабочими программами, разрабатываемыми педагогами для каждой группы детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей развития с учетом результатов ВСОКО, педагогической диагностики и с учетом интересов и потребностей воспитанников и заинтересованных сторон; 9. Второй уровень: годовой уровень планирования, представлен: - годовым планом, являющимся обязательной МАДОУ, разрабатываемым с учетом результатов ВСОКО, педагогической диагностики и с учетом интересов и потребностей заинтересованных сторон. Годовой план составляется на учебный год и отражает направления, задачи и систему мероприятий для решения задач в конкретном учебном году; - тематическим планированием, которое будет осуществляться по годам пребывания детей в МАДОУ в соответствии со структурой ООП и используемых в ней авторских программ по направлениям развития ребенка на основе результатов мониторинга и педагогической диагностики и с учетом интересов и потребностей воспитанников и всех заинтересованных сторон. Для этого выделяются общие темы для организации деятельности детей в охватывающие все направления их развития и обозначаются формы и методы работы с ними (проектно-тематическое планирование). 10. Третий уровень: календарное планирование - разрабатывается минимум на неделю на основе данных мониторинга и по итогам выполнения предыдущего плана. Ежедневное планирование относится к прерогативе воспитателя и специалиста, обращая в нем внимание, 2 прежде всего, на ту деятельность, которая требует длительной специальной подготовки и включения, помимо детей, большого числа других лиц, то есть, действительно, нуждается в предварительном планировании Особенности стратегического планирования 11. Разработка Программы развития и ООП осуществляется на основе результатов ВСОКО и регламентируется соответствующими локальными актами МАДОУ. 12. Реализация Программы развития и ООП систематически анализируется, на основании чего в них вносятся необходимые корректировки. Особенности годового планирования 13. Для разработки годового плана приказом директора МАДО создается рабочая группа, в состав которой могут входить работники МАДОУ и иные заинтересованные лица. 14. Структура годового плана включает в себя следующие разделы: - Краткая информационная справка об образовательном учреждении - Анализ результатов образовательной деятельности МАДОУ за предыдущий учебный год: анализ сквозных результатов образовательной деятельности МАДОУ, анализ реализации годового плана и уровня выполнения годовых задач; анализ условий, обеспечивающих достижение планируемого результата - Цели и задачи деятельности на предстоящий учебный год - Мероприятия по реализации цели и задач на предстоящий учебный год: мероприятия общей направленности, мероприятия по реализации годовых задач - Приложения (план методической работы; план работы по преемственности школы и МАДОУ; планы работы по профилактике гибели несовершеннолетних; план работы с родителями; план работы по профилактике жестокого обращения с детьми; план контроля над реализацией годового плана и образовательной работы в МАДОУ - Лист изменений в годовой план - План летней оздоровительной кампании (является структурным компонентом годового плана, разрабатывается и реализуется с января по март текущего учебного года рабочей группой) 15. Годовой план и план летней оздоровительной кампании согласуется с родительской общественностью, утверждается на заседании педагогического совета и утверждается приказом директора МАДОУ. 16. Назначение тематического уровня планирования состоит в том, чтобы сформировать целостное и одновременно конкретное представление о содержании той образовательной деятельности, в которую в течение года будет включаться ребенок. Для этого в каждой группе выделяются общие темы организации деятельности детей, охватывающие все направления развития: познавательного, речевого, социально-коммуникативного, физического и художественно-эстетического развития дошкольников, что позволяет перейти к планированию образовательный деятельности развивающего характера. 17. Содержание образовательной деятельности структурируется по областям или направлениям развития ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое и физическое развитие; или культурным практикам определяется, какие виды деятельности (образовательные практики) могут быть использованы при организации работы с дошкольниками по каждому направлению, что позволяет использовать в образовании дошкольников деятельностный подход и достичь целостности и комплексности планирования. 18. Темообразующие факторы: - нормативные и методические документы программного характера: ФГОС ДО, ПООП ДО, ООП, построенная с учетом авторских комплексных и парциальных программ, интересов детей и иных заинтересованных лиц (целевые ориентиры, описание содержания культурных практик и образовательной деятельности); - новые задачи образовательный деятельности, возникшие в связи с актуализацией различных проблем и социальных рисков в обществе, появившиеся в период реализации Программы (например, вопросы безопасности, защиты прав ребенка, здоровья и спорта, отношения к детям с ОВЗ, старикам и др.); 3 - специфические задачи и особенности развития детей определенной возрастной группы (например, навыки самообслуживание, подготовка к школе); - результаты ежедневного наблюдения за процессом развития и поведением ребенка по программе мониторинга; - окружающий мир (природные явления, животные, континенты и страны); - история (развития общества, науки и культуры (живописи, музыки, театра и др.); - реальные актуальные и вызывающие интерес детей события современной общественной жизни группы, детского сада, места проживания детей, страны и мира (государственные, народные, национальные и другие праздники, традиции дошкольной организации, политические, спортивные, культурные и иные события в жизни страны и мира и др.); - окружающий социум и взаимодействие воспитателя с социальными партнерами МАДОУ (объекты социума: школы, магазины, библиотеки, производственные предприятия, театры, архитектурные и исторические памятники и др.); - взаимодействие воспитателя с родителями (взаимоотношения в семье, права и обязанности ребенка в семье, профессия, биография и интересы членов семьи и др.); - реальные актуальные вызывающие интерес события личной жизни ребенка и его семьи, включая его отношения с детьми и взрослыми в семье, группе и окружающем социуме (дни рождения детей и их близких, поездки в отпуск, конфликты со сверстниками и др.); - возрастные интересы отдельных детей или группы (например, интерес к динозаврам, сбору и коллекционированию наклеек, вызванные СМИ и др.); - тексты художественной литературы, их вымышленные миры, герои и события (абстрактные темы о добре и зле, поведении и отношениях между людьми, отношении людей к природе, животным, качествах человека: долге, ответственности, скромности зависти, жадности и др.). 19. Отбор тем (проектов) для образовательной деятельности проводится согласно критериям их доступности для детей конкретной возрастной группы, мотивационной побудительности и направленности, с учетом их социокультурной значимости для их развития. То есть далеко не все темы, образованные данными факторами, могут быть включены в планы работы воспитателя. 20. Нахождение разумного баланса между объемом заранее запланированных тем и тем, возникающих в процессе самой образовательной деятельности, и составляет сущность нового гибкого подхода к планированию. Такое планирование является гибким планированием от достигнутого, то есть от данных реального процесса развития ребенка. 21. Основная направленность тем прослеживается из года в год. Продолжительность работы внутри одной темы зависит от возраста, интересов детей. Вместе с тем темы в группе объединены одной тематической «нитью», что позволяет узким специалистам (музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре, педагогу-психологу) более качественно и быстро осуществлять подбор материала, необходимого для реализации тематического подхода. 22. Воспитателю не обязательно строго придерживаться очерченного круга и порядка предложенных тем. На их основе конструируется живой педагогический процесс в реальной группе с учётом конкретных условий работы. Педагог может сформулировать тему самостоятельно и совместно с детьми, исходя из их интересов и пожеланий, на основании географических, национальных, социальных, личностных, индивидуальных и других особенностей детей группы, а также пожелания их родителей. 23. Вся эта работа проводится не только в процессе непрерывной образовательной деятельности с детьми, но и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах, решая все необходимые образовательные и коррекционно-развивающие задачи. 24. Структура проектно-тематического плана включает в себя: месяц, тему, содержание деятельности, итоговое мероприятие. Особенности календарного планирования 25. Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм организации их на каждый день. 26. Календарный план составляется с учетом комплексно-тематического планирования образовательного процесса, расписания образовательной деятельности, режима дня и 4 примерной модели организации воспитательно-образовательного процесса на день, заложенной в ООП. 27. Календарный план образовательного процесса оформляется в соответствии с примерной сеткой плана (Приложение 1) 28. Календарный план составляется воспитателем группы и должен быть оформлен в печатном/письменном или электронном виде в текущую пятницу недели на всю последующую неделю. Индивидуальная работа детьми планируется ежедневно. Виды деятельности также могут быть скорректированы или дополнены в течении недели в соответствии с текущей образовательной ситуацией, интересами детей и родителей. Документация и ответственность 29. Годовой план является обязательным документом МАДОУ. 30. Контроль за выполнением годового плана осуществляет директор, заместитель директора МАДОУ. 31. Комплексно–тематический и календарный планы являются обязательными документами воспитателей и специалистов. 32. Контроль за ведением календарных планов осуществляется старшим воспитателем в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями. 33. Старший воспитатель фиксирует дату проверки, знакомит воспитателей с рекомендациями и следит за их выполнением 5 Приложение 1 Тема: Дата: Задачи: Первая половина дня Режимный момент Утренний прием Различные виды гимнастик Утренний круг НОД/совместная деятельность детей и взрослых в центрах Самостоятельна я деятельность детей Прогулка: - совместная деятельность Золотая осень в гостях у диких животных ВТ пн ср Наблюдение Трудовая деятельност ь Подвижные игры: Наблюдение Трудовая деятельност ь Наблюдение Т рудовая деятельност ь чт пт Наблюдение Трудовая деятельност ь Наблюдение Трудовая деятельность самостоятельная деятельность В торая половина дня Деятельность в центрах активности: Центр Науки Центр математики Центр Грамоты и письма Центр Искусства ИГРОВОЙ ДЕНЬ, подготовк А К НОВОМУ СОБЫТИЮ Центр строительных игр и лего игры Центр воды и песка Центр сюжетно ролевых игр Прогулка: - совместная деятельность самостоятельная деятельность Индивидуальная работа Работа с родителями 6